ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
14 июня 2024 / Перезагрузка

Медный цветок

«В природе все совершенно. С помощью металла я только подчеркиваю созданную ею красоту», – описывает свое хобби инженер отдела труда и заработной платы ОАО «Гродножилстрой» Наталья Пивоварчик. Свободное время она посвящает гальванопластике растений.

Химия магии

В широком смысле гальванопластика – это электрохимический метод получения тонкого металлического покрытия на разных поверхностях, благодаря чему создается точная копия предмета. Наталья Пивоварчик с ее помощью омедняет зеленые и сухие листья, чтобы после использовать для создания уникальных украшений. С «сырьем» проблем нет: собеседница – увлеченный садовод и выращивает у дома множество цветов, кустов и деревьев, в том числе достаточно редкие, например, гинкго билоба. Процесс, в ходе которого его похожий на веер листок заново рождается в металле, напоминает магию.

– Творчеством занимаюсь всю жизнь. Был период, когда шила и вязала. Потом открыла для себя декупаж. Несколько лет назад освоила работу с эпоксидной смолой. И вот недавно, в декабре, увидела в интернете рекламу обучения гальванопластике. До этого я ничего не знала о ней и настолько впечатлилась, что захотела попробовать, – улыбается Наталья Ростиславовна. – Онлайн-курс проводила мастер из Петербурга. Останавливала достаточно высокая цена, но, посоветовавшись с мужем, все же решилась сделать себе такой новогодний подарок.

Формы и формулы

Новое хобби стало для гродненки увлекательным вызовом. Признается, что в школе, хотя и была круглой отличницей, не любила химию, а здесь «химичит» с удовольствием. Так, например, сама делает раствор электролита, необходимый для работы. Этой жидкостью наполняется гальваническая ванна, в нее погружается пластина меди и предварительно покрытый специальным токопроводящим слоем предмет, на котором нужно получить корочку из этого металла. Подается ток, и спустя 9–12 часов листок уже в медной «броне».

Полученные заготовки собеседница тщательно шлифует, сохраняя при этом природный рельеф. В ее арсенале наждачная бумага, надфили (маленькие напильники), щетки-крацовки. Когда все готово, берет газовую горелку и приступает к обжигу. Так удаляются остатки органики и придается прочность готовому изделию. Около шести часов после обжига медь остается податливой. В это время можно поэкспериментировать с формой. Некоторые мастера делают из крупных листьев, например, монстеры деликатесной, блюда для фруктов.

– Помню, как первый раз пыталась припаять к омедненному листику колечко, чтобы из него можно было сделать кулон и носить на цепочке. Пыталась снова и снова, но припой растекался, и ничего не получалось. Засиделась, стараясь понять, что не так, до двух ночи. Уже чуть не плакала. И в итоге нашла причины: из-за того, что в горелке заканчивается газ, слишком низкая температура пламени, – рассказывает Наталья Пивоварчик. – Конечно, можно было попросить припаять мужа, он поддерживает мои увлечения и всегда готов помочь, но хотелось все сделать самой. И неважно, что это «не женская» работа.

Красота изъянов

Перфекционист по натуре, Наталья Ростиславовна все, за что берется, старается довести до идеала. После обжига и пайки мастерица очищает будущее украшение от окалины, отбеливает и снова внимательно шлифует. Обрабатывает не только лицевую и изнаночную стороны, но и ребро каждого листика. Кстати, для своих работ порою выбирает экземпляры с проеденными насекомыми дырочками, неровные или несимметричные – в таких изъянах, по ее мнению, особая живая красота. Заключительным этапом становятся декорирование с помощью различных патин и покрытие защитным составом.

– Природа никогда не повторяется. Как-то искала одинаковые листики, чтобы сделать пару сережек, но абсолютно одинаковых так и не нашла. У нее бесконечное множество вариантов. Мне это очень интересно и близко, – делится на прощание собеседница. – В планах омеднять не только листики, но и бутоны, цветы. Скоро распустятся мои любимые метельчатые гортензии – обязательно сделаю украшения с ними.

Елена КАЯЧ
Фото автора