ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
32 номер
15 июля / Земляки

Место радости – школа

Урок впрок: учитель сельской школы об инновационных методах преподавания.

Два года назад учитель иностранного языка и информатики Елена Озерова переехала из Бобруйска в агрогородок Ляды Червенского района Минской области, став участницей второго набора образовательного проекта «Учитель для Беларуси».

(Не)конференция в сельской школе

– Главная цель этой программы – дать городским и сельским школьникам равные образовательные возможности, для этого участники идут работать в сельские школы, – поясняет Елена. – На глобальные перемены в своей жизни я решилась после того, как умерла мама: мне нужно было «сбежать» из родного города…

О проекте «Учитель для Беларуси» Елена узнала через интернет, подала заявку, прошла отбор. По условиям программы педагоги должны перейти на работу в сельскую школу (или остаться в своей, если учреждение является партнером программы) как минимум на 2 года. Им оказывается разнообразная поддержка, в первую очередь – методическая.

Человек без педагогического образования тоже может стать участником проекта. В таком случае Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка готов принять его в магистратуру. При желании пройти эту ступень могут и учителя.

– Педагогу выдают ноутбук для работы, ежемесячно выплачивают стипендию в размере 250 рублей, отважившимся на переезд компенсируют стоимость съемного жилья, – рассказывает Елена Озерова. – Помощь и психологическую поддержку оказывают кураторы. Есть одно условие: участник должен реализовать как минимум один проект, который будет направлен на развитие местного сообщества и даст детям новые возможности.

Озерова выбрала для себя формат педагогических (не)конференций Edu-challenge. В них отсутствует традиционная пленарная часть, и участники сами выбирают мастер-класс или другую активность. Проект Елена реализует совместно с учителем математики Ляховичской гимназии Татьяной Крапиневич. Первый образовательный челлендж состоялся в сентябре 2021 года на базе школы в Лядах и собрал 50 педагогов со всей страны. Всего за учебный год таких мероприятий было проведено 6 (более 100 активностей для взрослых и свыше 30 для детей); участие в них приняли свыше 600 учителей и 100 учащихся. Удалось наладить сотрудничество с клубом педагогов «Хрустальный журавль».

Образовательные челленджи проходят в разных школах при поддержке местных управлений по образованию. На них обсуждаются не только методические «фишки». Педагоги ищут ответы на такие проблемные вопросы, как детский буллинг, гендерное воспитание и другие.

На каждом мероприятии присутствуют волонтеры из числа учащихся. Это полезно с точки зрения профориентации: дети видят неравнодушных педагогов, включаются в процесс обсуждения и проникаются симпатией к профессии.

В поисках идеального образования

– На мой взгляд, основная проблема образования у нас заключается в том, что мир изменился, а школа во многом осталась прежней, – рассуждает Елена Озерова. – Некоторые учителя «застряли» во времени, когда основной задачей являлось дать знания. Сейчас важно научить детей фильтровать информацию. Еще один важный элемент – медиаграмотность. В современном мире нужно уметь работать в команде, развивать коммуникативные навыки, креативное мышление. Люди с такими качествами востребованы на рынке труда.

По мнению Елены, принятая в белорусских школах норма о рассадке учеников не подходит для обучения командной работе. Педагогу больше нравится сингапурская система, которая предполагает расположение парт для групп из четырех человек под углом к доске.

– Учитель объявляет тему и предлагает первому номеру из каждой группы рассказать в течение минуты все, что он по ней знает, – объясняет героиня материала. – Затем то же самое проделывают остальные ребята. Учитель выступает в роли ментора, слушает, исправляет неточности. Но на таком уроке никогда не бывает тихо.

Елена поставила перед собой цель: сделать так, чтобы учебное заведение стало местом радости и для учеников, и для педагогов, и для родителей.

Озерова нашла взаимопонимание с районным управлением по образованию, и в сентябре прошлого года уже велась совместная работа по созданию STEАM-центра на базе Центра творчества Червеня.

– Важно, чтобы центр был доступен детям со всего района. Такой подход способствует ликвидации образовательного неравенства, что созвучно миссии программы «Учитель для Беларуси», – подчеркивает Елена.

Два года, отмеренные программой, пролетели быстро. Озерова готова вернуться домой.

– И все же работать я буду в сельской школе, – признается она. – Хочу посвятить себя раскрытию детского потенциала.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из личного архива Елены Озеровой