ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995

Метод Чирицо

Учитель адаптивной физкультуры столичной СШ № 111 Наталья Чирицо – автор уникальной методики. Она помогает ребятам с ДЦП научиться жить самостоятельно.

Несмотря на сложность названия – мультипараметрийный комплекс для развития межполушарных связей и коррекции двигательной дисфункции рук у детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата – разработка педагога-новатора превращает уроки в увлекательный процесс. Ученики воспринимают занятия как интересную игру и с удовольствием выполняют предложенные задания. Однако ни одно из них не дается просто так – каждое несет свою нагрузку.

В  СШ № 111 обучаются 12 ребят с ДЦП. Вторичные и сопутствующие заболевания у них разные. Каждому требуется индивидуальная коррекционная программа. В школе авторскими комплексами тренажеров Натальи Чирицо оборудованы два класса. Нигде в республике таких нет.

– Занятия по своему предмету делю на развитие двигательной мобильности и сенсорную интеграцию. Показываю, как при нагрузке работает та или иная мышца. Это мотивирует ребят к активности, – рассказывает педагог.

Кабинет сенсорной интеграции открыли в прошлом году. Здесь установлен тот самый мультипараметрийный комплекс – 4 стола-тренажера. Первый – мини-ванна с водой, оснащенная подсветкой и функцией подводного массажа. В ней плавают цветные шипованные мячики, лежат незаметные глазу прозрачные цифры, которые педагог использует для упражнений на зрительно-тактильные ощущения. На втором столе ребята выводят линии магнитами различной силы притяжения, иногда и в разных направлениях одновременно. Это позволяет формировать ориентацию в пространстве. Здесь же установлен дисково-тактильный прибор с мешочками. Что в них, ученик не знает. Должен на ощупь описать находящиеся там предметы, рассказать о своих ассоциациях и подумать, из какого материала эти предметы сделаны. На третьем столе доска для рисования песком, четвертый предназначен для массажа рук.

В общей сложности в кабинете тысячи элементов: пуговицы, магниты, фигуры, мячи, стилусы. Каждая мелочь здесь имеет свою функцию. Причем все продумано с профессиональной точки зрения. У Натальи Чирицо 3 диплома по ее специальности.

Первое высшее образование получила в Смоленском государственном институте физической культуры. Затем окончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. А когда работала над авторским методом, чтобы расширить компетенцию, поступила в Российскую академию физической культуры, обучалась на кафедре адаптивной физкультуры и спортивной медицины.

На уникальную разработку педагогу-новатору понадобилось 3 года. Признается, что иногда идеи приходили даже среди ночи. Вставала, шла записывать и засиживалась до утра. Затем теорию нужно было перенести на практику. Помог муж. По ее эскизам сделал учебные столы-тренажеры.

– Проводя свои уроки, стараюсь подключать еще и межпредметную связь, сочетать их с математикой, литературой, физикой. Например, прошу ученика собрать из прозрачных цифр состав какого-либо числа. Или, используя специальный конструктор, соединить элементы электрической цепи, – делится Наталья Чирицо.

В планах талантливого педагога – развить методику еще одним новым направлением. Думает внедрить в коррекционную программу информационные технологии.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА