ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
48 2007
08 ноября 2024 / Консультант

Микротравма, климат-контроль и защита временем

В нынешнем выпуске рубрики мы объединили вопросы читателей по охране труда – о температуре и количестве компьютеров в офисе, спецодежде для полуставочников, признаках микротравмы и другие.

Отвечает главный технический инспектор труда Могилевской областной организации Белорусского профсоюза работников государственных и других учреждений Николай ГУРСКИЙ.

  • – Какая температура в офисе считается оптимальной?

– Работающие в офисе, как правило, большую часть дня проводят статично, с минимальными физическими нагрузками. Для этой категории разработаны санитарные нормы и правила «Требования к микроклимату рабочих мест в производственных и офисных помещениях», а также гигиенический норматив «Показатели микроклимата производственных и офисных помещений», утвержденный постановлением Минздрава от 30.04.2013 г. № 33.

По этим документам в холодный период воздух в помещении должен быть прогрет до 22–24 °C, а в теплое время – составлять 23–25 °C. В целом же допустимая температура в офисе может варьироваться от 20 °C до 28 °C.

  • – Какое количество общественных инспекторов должно быть в первичной профорганизации в производственной сфере?

– В соответствии с п.8 Регламента и Методических рекомендаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда общественными инспекторами по охране труда в организационных структурах Белорусского проф­союза работников государственных и других учреждений, утвержденных постановлением президиума Республиканского комитета отраслевого профсоюза от 17.02.2022 г. № 45, в производственных организациях и на предприятиях с численностью работников от 25 до 50 человек должно быть не менее 3 общественных инспекторов. Там, где трудятся от 50 до 100 работников, рекомендуется избрать не менее 6 инспекторов. Если же в коллективе свыше 100 работающих, то общественный контроль осуществляют не менее 10 человек. Более точное их количество определяют непосредственно в самой первичке.

  • – Сколько персональных компьютеров допустимо устанавливать в одном офисном помещении?

– В соответствии с п.28 Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденных постановлением Минздрава от 28.06.2013 г. № 59, площадь одного рабочего места для пользователей ПЭВМ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные и другие) должна составлять не менее 4,5 кв. м. Однако стоит помнить, что с выходом Декре­та № 7 данные нормы стали носить рекомендательный характер.

  • – Можно ли хранить инструкцию по охране труда в электронном виде?

– Постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 г. № 176 «О порядке разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг)» определена обязанность нанимателя разработать, согласовать и утвердить инструкции по охране труда для профессий и видов работ (услуг).

Если работникам предприятия или организации удобнее изучать локальные документы по охране труда в электронном виде, то наниматель может предоставить им такую возможность. Однако оригиналы инструкций по охране труда для профессий и видов работ (услуг) должны быть разработаны, согласованы и утверждены в установленном порядке в организации исключительно на бумажном носителе.

  • – Нужно ли выдавать спецодежду работникам, которые трудятся на 0,5 или 0,25 ставки?

– Да, нужно. Постановление Минтруда и соцзащиты от 30.12.2008 г. № 209 не делит работников по времени, которое человек проводит на работе. При любом контакте работника с вредными и опасными производственными факторами необходимо обеспечивать его средствами индивидуальной защиты.

  • – Можно ли сократить на предприятии должность инженера по охране труда?

– Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (ч.9 ст.20) не запрещает сокращать должность такого специалиста при условии реорганизации либо ликвидации организации, изменении штата либо численности работников.

  • – Что такое микротравма? По каким признакам она квалифицируется?

– Это травма, полученная работником и не вызвавшая у него потери трудоспособности более чем на один день. Однако в соответствии с п.34 Правил расследования № 30 микротравмы также должны быть расследованы специалистом по охране труда и учтены в журнале (образца 2012 года) регистрации несчастных случаев. При наступлении у потерпевшего потери трудоспособности вследствие зарегистрированной микротравмы расследование проводится в течение месяца.

  • – Кто допускается к погрузочно-разгрузочным работам?

– Погрузочно-разгрузочные работы – это комплекс мер, направленных на поднятие материальных ценностей и иных грузов с целью их погрузки или разгрузки как вручную, так и при помощи подъемно-транспортного оборудования, средств механизации и приспособлений. К этим работам допускаются те, кто прошел в установленном порядке медосмотр и не имеет противопоказаний, а также инструктажи, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда. Все эти требования оговорены в пунктах 3 и 13 Межотраслевых правил по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ № 12.

  • – Что такое дополнительные специальные перерывы и кому они положены?

– Дополнительные специальные перерывы – это фактически защита временем от неблагоприятных производственных факторов за счет уменьшения их воздействия на работающего. К примеру, человек трудится в жару (максимальная температура воздуха +30 °C и выше) на открытом воздухе. В таком случае дополнительные перерывы, которые, к слову, включаются в рабочее время, будут способствовать сохранению его жизни и здоровья. Согласно ст.29 Закона «Об охране труда» их продолжительность и порядок предоставления наниматель должен определить в правилах внутреннего трудового распорядка и (или) в колдоговоре.

Подготовила Юлия ФЕДОТОВА
Фото из архива газеты «Беларускі Час»