Могилев на широком экране
Что уроженцев Могилева связывает с военной драмой о советском разведчике «Семнадцать мгновений весны» и фильмом-эпопеей «Тихий Дон»? Как нашего председателя колхоза Кирилла Орловского прославил кинематограф и чей портрет висел в кабинете легендарного режиссера и сценариста, могилевчанина Виктора Турова?
Об этом и многом другом рассказывает выставка, посвященная кинематографической истории Могилевщины. Она стала очередным подарком для жителей и гостей областного центра к 100-летию белорусского кино. Ее автор фотожурналист и краевед Ирина Савосина собрала уникальные артефакты. В снимках, плакатах, афишах, дневниковых записях, впервые показанных в выставочном зале Музея истории города Могилева, отображены судьбы наших земляков. Они по-разному, но непременно связаны с отечественной киноиндустрией и «Беларусьфильмом».
Крупным планом
Один из таких фильмов – «Паруса моего детства». Ирине Савосиной посчастливилось застать еще живых свидетелей съемок 1980-х годов. Местные жители рассказывали, как наблюдали за актерами и даже помогали с реквизитом.
– Романтическая драма повествует о Степке Цареве, который мечтал стать моряком, – говорит Ирина Ивановна. – Кстати, в основу сюжета легли реальные события, происходившие в начале прошлого века в Могилевской губернии. Да и сценарист тоже наш – Василий Хомченко из деревни Каничи Костюковичского района. Эта кинокартина буквально увековечила Могилев, показав много знакомых видов: район улицы Лазаренко и частный сектор близ Быховского рынка.
Хорошо узнаваем город и в художественном фильме «Грибной дождь».
Он вышел на экран в 1982 году, но даже сегодня эта история о человеческом равнодушии смотрится с интересом. Могилев представлен во всей красе – здесь и драмтеатр до реставрации, и стадион «Спартак», и пешеходная Ленинская улица с Советской площадью (ныне площадь Славы). Кроме скриншотов с кадрами из киноленты со звездными актерами – Татьяной Кравченко, Еленой Драпеко, Владимиром Гостюхиным, на выставке представлены 5 современных фотоснимков.
– Сняла их практически с тех же ракурсов, как и в кино, – признается автор проекта. – Правда, съемочной группе в те годы было проще. Тогда высотное здание проектного института (нынче Технопарк) только строилось. Балконы еще не были застеклены, и операторы снимали городские планы с самых разных точек. На контрасте с моими фото заметно, как преобразился Могилев за 50 лет.
Музыка кино
«Председатель» с Михаилом Ульяновым также имеет прямое отношение к Могилевщине. В фильме о восстановлении сельского хозяйства в послевоенные годы показана жестокая реальность, когда председателем колхоза становится фронтовик, ветеран-инвалид, а работники – в основном женщины, оставшиеся после страшной войны без мужей.
– Писатель Юрий Нагибин в работе над сценарием получил два инфаркта, настолько удручающим и тяжелым было погружение в послевоенную разруху, – говорит собеседница. – А вот роль Трубникова Ульянову никак не давалась. Войти в образ помогла фотография Кирилла Орловского – партизана, Героя Советского Союза и Социалистического Труда, председателя колхоза «Рассвет» в Кировском районе. Ульянова поразил цепкий и проницательный взгляд Орловского – и роль в итоге признали одной из лучших в его фильмографии.
А еще интересное совпадение: родился Кирилл Прокофьевич в деревне Мышковичи на Могилевщине, а кино снимали в Подмосковье в деревне Мышковка. На широкий экран «Председатель» вышел в 1965 году и в первую неделю его посмотрели почти 7 миллионов человек.
Гордятся могилевчане и своим земляком – композитором Эдуардом Колмановским, автором музыки известной песни «Одна снежинка – еще не снег» к кинокартине «Три дня в Москве» с Натальей Варлей в главной роли. К тому же Колмановский написал музыку для 4-серийного фильма «Большая перемена».
– В этих же картинах работала еще одна наша землячка – дочь известного могилевского плакатиста Александра Быховского, художник Мариам Быховская, – удивляет открытиями Ирина Савосина. – Она также автор декораций и костюмов к фильмам «Тихий Дон», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Три тополя на Плющихе».
Люди в кадре
Настоящей легендой отечественного кинематографа можно считать режиссера Виктора Турова. В фильмографии знаменитого могилевчанина более 20 картин: «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Точка отсчета», «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Переправа», «Черный аист». Однако работа «Я родом из детства» для режиссера стала особенной.
«Я не могу двигаться дальше, пока не выскажусь о своем детстве», – сказал перед съемками Виктор Тимофеевич. В итоге на экране появилась исповедь целого поколения детей войны.
– Одна только пронзительная сцена танцующего с незнакомой девушкой молодого лейтенанта, ослепшего после ранения, будет копироваться в разных вариациях десятками режиссеров мира, включая голливудских, – утверждает Ирина Ивановна. – На роль героя-танкиста Туров позвал Высоцкого, который впервые в кино исполнил свои баллады «Братские могилы», «Холода», «Падают звезды». После совместной работы режиссер и актер сдружились. У Турова в кабинете на стене висела фотография Владимира Высоцкого и Марины Влади, подаренная Виктору Тимофеевичу во время съемок.
Несколько архивных снимков для выставки предоставил руководитель Могилевского областного клуба военно-исторической реконструкции «Последний рубеж» Павел Сысой. Реконструкторам не раз приходилось работать в кино. Например, когда «Беларусьфильм» снимал «Днепровский рубеж», связанный как раз с историческими событиями, происходившими на могилевской земле. Также могилевчане участвовали в фильме «Поп» с Сергеем Маковецким и у Федора Бондарчука в «Сталинграде».
– У нас много талантов, – говорит Ирина Савосина. – Информации о них хватит на целую книгу, написанием которой займусь в ближайшее время. Туда также войдут факты о съемках, проходивших в Бобруйске и окрестностях. У этого города прекрасная кинобиография: «Государственная граница», «Смерть шпионам», «Следы апостолов», «Уездная драма» и даже «Легенда № 17» с Данилой Козловским. В последнем фильме, кстати, ряд сцен снимали на льду спорткомплекса «Бобруйск-Арена».
Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора