Мой рапсовый вкус
Стоило окунуться в тему растительных масел на белорусском рынке, как вырисовалась парадоксальная ситуация: в стране есть собственное сырье и технологии для производства рапсового масла, создана производственная база, но при этом немалые деньги тратятся на закупку подсолнечного. Почему?
Мифы из бутылки
Говорят, чтобы изменить мир, надо сначала изменить себя. Именно так я и поступила – зашла в продуктовый магазин и купила бутылку рапсового масла. Хотя до этого несколько десятилетий пользовалась подсолнечным или оливково-подсолнечным. Покупала не задумываясь, по привычке. Да, собственно, раньше другого и не было. Думаю, и большинство из нас поступают именно так.
Когда на прилавках лет 10 назад появилось отечественное рапсовое масло, поначалу ходили слухи, что оно неприятно горчит. Я им тоже охотно верила, пока несколько лет назад не стала участником эксперимента концерна «Белгоспищепром» на международной выставке «Продэкспо». Шеф-повар одного из столичных ресторанов приготовил горячее блюдо на рапсовом масле и давал всем попробовать. Придраться было не к чему – ни запаха, ни вкуса. Чтобы окончательно развеять сомнения, желающим предложили вслепую распробовать несколько видов растительных масел. Все определили по вкусу только оливковое, рапсовое ничем не выделялось.
В чью пользу выбор?
В нашей стране несколько основных производителей рапсового масла – это Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат и Бобруйский завод растительных масел. У нас на Брестчине есть свой – ООО «Агропродукт» в Каменецком районе. К слову, надо отдать должное торговым сетям Брестчины – масло этих четырех предприятий на прилавках региона есть, никакого местечкового засилья. И все же завозное подсолнечное «рулит».
– Уверен, не все знают, что рапсовое масло содержит 85% ненасыщенных жирных кислот, а также олеиновую кислоту, снижающую уровень холестерина в крови. Кроме того, оно – кладезь витаминов А, Е и D, – перечисляет заместитель директора ООО «Агропродукт» Андрей Писарик. – При жарке не пенится и не горит, так как у него температура дымления выше, чем у подсолнечного.
Я пожарила дома оладьи – действительно не пенится и не горит. Не зря в Израиле оно признано кошерным, то есть чистым продуктом, и закупается в Беларуси. В частности, каменецкий производитель может перерабатывать порядка 300 тыс. тонн рапса в год и производить чистое масло и сырец. По словам Андрея Писарика, еще несколько лет назад только 2% продукции находило спрос на внутреннем рынке, остальное приходилось экспортировать в страны ЕС, Китай и Израиль.
– Сейчас ситуация улучшилась ненамного, – признается Андрей Писарик. – Мешают потребительские, если хотите – семейные «подсолнечные» стереотипы. Отчасти дело и в стоимости. Рапсовое – это средний ценовой сегмент, а подсолнечное где-то можно найти и дешевле.
До 2020 года Беларусь замыкала тройку крупнейших поставщиков рапсового масла на мировой рынок (после России и Украины). Когда ввели санкции, рапсовый экспорт в Евросоюз прекратился. А что же внутренний? Как проинформировали в управлении торговли и услуг Брестского облисполкома, за 1-е полугодие нынешнего года в регионе продано 4480 тыс. тонн растительного масла, из которых только 777 тысяч – отечественное. Пора, земляки, менять подсолнечные привычки на рапсовые. Попробуйте, распробуйте.
Золото полей
Рапс неслучайно называют «черным золотом» полей. Уж очень выгодная сельскохозяйственная культура. Поэтому страна возделывает его все больше и больше. В этом году на Брестчине только озимого рапса намолотили 194 тыс. тонн при урожайности в 29,6 центнера с гектара. Самыми «рапсолюбивыми» являются Каменецкий и Ивановский районы, которые засевают этой культурой гораздо больше площадей, чем другие.
Начальник отдела производства продукции растениеводства и кормопроизводства управления сельского хозяйства и продовольствия Брестского облисполкома Андрей Осипчук отмечает, что в регионе в этом году озимого рапса будет посеяно 62 тыс. га (всего по стране – более 423 тыс. га). Рекордный урожай Беларусь получила в 2020 году – 831 тыс. тонн, но и этого объема тогда оказалось мало, ведь в стране около 500 перерабатывающих предприятий общей мощностью свыше 1 млн. тонн. Скажем, тот же «Агропродукт» перерабатывает 65–70% белорусского рапса, остальной объем докупает в России.
В общем, и у АПК есть возможности роста, и у потребителей.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников