ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
05 января 2024 / С Рождеством!

Молитва колокола

В рождественскую ночь звон колоколов Свято-Покровского кафедрального собора – главного православного храма Гродно – разносит весть о великом празднике Рождества. Вот уже почти 20 лет его радость с горожанами разделяет звонарь Юлия Минченко.

Дорога вверх

С Юлией встречаемся у храма и вместе отправляемся на колокольню. Несмотря на полумрак, который царит в пролете, моя спутница идет быстро и уверенно. Кажется, этот путь она может преодолеть даже с закрытыми глазами. За прошедшие годы звонарь поднималась по этим ступеням тысячи раз. Службы в соборе проходят дважды в день. И каждая праздничная сопровождается колокольным звоном. Кроме того, Юлия работает здесь экскурсоводом.

– История собора насчитывает больше 100 лет. Он создавался как гарнизонная церковь, но в процессе строительства, которое совпало с Русско-японской войной, стал храмом-памятником в честь погибших воинов. Известно, что летом 1907 года на колокольне установили 9 колоколов, самый большой весил почти 5 тонн. В Первую мировую их вместе с другими церковными ценностями эвакуировали в Россию, там их след затерялся, – рассказывает Юлия.

Несколько десятилетий колокольня молчала. В середине 1930-х годов на пожертвования местных жителей в Польше отлили благовестник – самый большой колокол собора. Если присмотреться, нам нем можно прочесть фамилии главных меценатов. Этот гигант весит 1,6 тонны, подобных ему и сегодня нет в Гродненской епархии. Постепенно в соборе установили еще 9 колоколов разного размера. Один из них датируется 1885 годом. Как и когда этот раритет попал в храм, Юлии выяснить не удалось. Скорее всего, его принес кто-то из прихожан. Последними группу колоколов пополнили 4 отлитых в Минске в честь 100-летия собора.

Радость праздника

В колокольне для звонаря установлен специальный помост. Изначально звуки создавали, раскачивая колокол, но позже на Руси появилась традиция звонить «в языки». Правой рукой Юлия берет веревки, с помощью которых управляет самыми маленькими – зазвонными – колоколами. Левую кладет на тросы, что ведут уже к подзвонным. Языки басов – самых больших церковных инструментов – приводит в движение с помощью педалей. Все время, пока над городом льется радостный трезвон или печальный перебор, звонарь находится в огромном напряжении.

– Языки составляют примерно 5% веса колокола, у меня – более 3 тонн колоколов. Представьте, какая нагрузка! Эта работа требует немалой физической силы, но, наверное, еще большей силы духа, терпения и выдержки, – рассуждает Юлия. – За 15 минут до рождественского богослужения по регламенту звучит благовест – размеренный удар одного колокола, а потом – в оставшееся время – трезвон, в котором участвуют все колокола. После богослужения продолжительность звона зависит от силы звонаря. Я обычно звоню, пока не разойдутся прихожане, примерно 10–15 минут.

На голос колокола

Собеседница замечает, что каждая колокольня звучит по-разному. Зависит от количества и формата колоколов (обычно их не менее пяти), мастерства звонаря. Кстати, если раньше ими были в основном мужчины, то сейчас в профессию приходит все больше женщин. С 2009 года при соборе создана школа, которая готовит звонарей для храмов города. Обучение может пройти любой, единственное условие – человек должен быть воцерковлен. За два месяца под руководством Юлии ученики осваивают теорию и практику, получают необходимую базу.

Сама Юлия впервые поднялась на колокольню подростком. Она родилась в Гомеле. В конце 1980-х ее семья переехала на родину родителей в Полоцк. С 15 лет Юлия – ученица воскресной школы – все свободное время проводила в Спасо-Евфросиниевском монастыре. Вместе с другими ребятами помогала его восстанавливать, пела в церковном хоре, видела, как проводят богослужения и какую роль в них играет колокольный звон, постепенно сама стала осваивать это искусство. Девушка выросла в творческой семье, с детства занималась вокалом и играла на нескольких музыкальных инструментах.

– Нашим наставником был архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий. До того как приехать в Полоцк, он был звонарем в Троице-Сергиевой лавре – на одной из самых высоких и престижных колоколен России, оттуда привез особую манеру звона и показал ее нам, – рассказывает Юлия. – В конце 1990-х училась у Александра Малиновского – выпускника Московской школы звонарей. Когда в 2000 году он создал школу в Минске, я была в числе первых учеников и уже официально получила профессию.

Несколько лет девушка работала в храмах России, а после судьба привела ее в Гродно: во время отпуска Юлия приехала в гости к брату, которого распределили в ансамбль «Белые Росы», и решила остаться в этом городе, поступила в университет и получила высшее музыкально-педагогическое образование. Сегодня Юлия не только звонарь, но и регент и певчая хора. Можно без преувеличения сказать, что со Свято-Покровским собором связана вся ее жизнь.

Елена КАЯЧ, фото автора