ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995

Молочные реки, жирные берега

Кто наполняет молочные реки страны? Корреспондент «Беларускага Часу» прошла путь от подворья до места переработки.

Молоко – продукция рентабельная, но весьма трудоемкая. Некоторые владельцы частных подсобных и фермерских хозяйств Ивацевичского района считают, что отдача от молока и вовсе может быть сведена к нулю из-за молокосборщиков и переработчиков. Путь молока от хозяйского подворья до места переработки проследила собкор «Беларускага Часу».

На Волю

На часах 9.30. Водитель ЧТУП «БуШ­сервис» Владимир Болотаев выехал из ворот филиала ОАО «Савушкин продукт» в Березе. Он уже сдал первую собранную партию молока, за которой отправился в 6 часов утра.

Во второй рейс отправляемся вместе. Наш путь лежит в Ивацевичский район, где предстоит побывать в трех деревнях – Житлин, Воля, Ходоки – и собрать молоко на 18 подворьях.

По дороге Владимир со знанием дела рассказывает о самом процессе. В компании, занимающейся сбором молока у населения, он четвертый год и работой дорожит, хотя она и хлопотная: рабочий день начинается рано, деревенские и хуторские дороги ухабистые, ответственность огромная. Но есть и немало плюсов: достойная заработная плата, хороший коллективный договор, удобный график. У Владимира высшее инженерное образование, но сферу деятельности пока менять не намеревается.

За разговорами о качестве молока и претензиях к сборщикам и переработчикам преодолели путь до агрогородка Воля. Здесь 8 точек сбора. Кто-то держит одну корову и сдает 8–12 литров в день, а у кого-то стадо из 20 буренок, и продает он более 150 литров. Во дворах или прямо на улице оборудованы места, где сборщиков уже ожидает жидкий товар. Владимир проворно справляется с ведрами и бидонами. Ловко мутует – перемешивает их содержимое, быстро берет пробы, а затем сливает молоко в пищевой контейнер, которым оборудован его «Рено-Допер», и мы мчимся дальше.

Те сдатчики, с которыми удалось встретиться, по-разному оценивают работу сборщиков. Так, житель Воли Федор всем доволен, а Татьяна Еловская отмечает, что иногда недосчитывается литров-килограммов.

Собрав на маршруте почти 700 кг молока, возвращаемся «на базу». Здесь продукция попадает на входной контроль. Лаборатория «БуШсервиса» определяет жирность, плотность, соматику, наличие или отсутствие антибиотиков. Лаборант Ирина Довгалец отмечает, что промежуточная проверка отнюдь не лишняя.

– Наша аппаратура позволяет точно определить важные качественные показатели молока. Если даем «добро», то оно поступает на комбинат, где его еще раз проверят. В случае несоответствия хоть по одному параметру молоко придется вернуть владельцам. Такое бывает 2–4 раза в месяц, – рассказывает Ирина Довгалец.

Проблем стало меньше

В Ивацевичском районе жители держат больше всего коров на Брестчине – 960 буренок, от которых в минувшем году сдали государству 4310 тонн молока. За январь этого года – 298 тонн. Вот на территории Житлинского сельсовета население порядка 2 тыс. человек и содержат 220 голов скота – это один из самых высоких показателей в районе. Для сравнения: почти 3 тыс. проживающих в Святовольском сельсовете имеют на подворьях всего 39 коров.

Председатель сельисполкома Анато­лий Щурко отмечает, что процесс сбора молока никогда не был простым.

– Претензии звучали всегда: то не вовремя забрали молоко, и оно скисло, то жирность проставили низкую и тем самым существенно снизили доход. Когда же к нам пришла компания «БуШсервис» с ее техническими возможностями – автомобили оборудованы специальными емкостями, автоматическим сливом молока, плюс своя лаборатория для промежуточного контроля, проблем стало гораздо меньше, – заверяет Анатолий Щурко.

Аналогичной точки зрения придерживаются и другие сдатчики. У жительницы деревни Любищицы Елены Петриш 19 коров. Она долгое время работала дояркой и молочную кухню хорошо знает. Претензий не имеет, ее устраивает, как налажен процесс сбора молока у населения.

– Мы продаем свой жидкий товар по 95 копеек за литр, плюс государство доплачивает нам еще 10 копеек сверху в виде дотации. Кого такая цена не устраивает, тот иным способом сбывает продукцию: сам возит на рынок либо же перерабатывает на сметану, масло, сыры, – рассуждает женщина.

Покушение на сортность

Вопросы по жирности молока, по его плотности и по оплате в Ивацевичском районе поднимает фермер Иван Веренич.

– Не раз и не два случалось, что жирность выставляли 3,4%, а при контрольной проверке оказывалось, что она 3,7%. Как это понимать? К тому же государство покупает молоко у населения только первым сортом, а если оно оказывается класса «экстра», за него все равно не платят. Разве это справедливо? – рассуждал Иван Арсениевич и предъявлял еще ряд претензий, в частности и к «БуШсервису», которого считает монополистом на рынке.

Большинство ответов на его вопросы прозвучало во время собрания, которое прошло в агрогородке Воля с участием представителей местной власти, ОАО «Савушкин продукт», концерна «Брестмясомолпром», ЧТУП «БуШсервис» и самих молокосдатчиков. Начальник отдела по развитию сырьевой зоны ОАО «Савушкин продукт» Светлана Божук старалась доходчиво отвечать на вопросы собравшихся.

– С «БуШсервисом» работаем с 2016 года, особых проблем не возникает, лишь рабочие моменты, которые быстро решаются. Что касается сортности молока. Действительно, государство у населения закупает его только первым сортом, так как в бытовых условиях невозможно обеспечить те показатели, которыми должно обладать молоко класса «экстра», – заверила Светлана Божук.

Является притчей во языцех и жирность. Показатель и в самом деле важный, ведь от него зависит размер оплаты. Базисными считаются 3,6%, но это не значит, что молоко с большим или меньшим процентом жирности не примут. Примут, но сделают перерасчет: за больший больше и заплатят, за меньший, соответственно, меньше. При этом снижается или возрастает и объем сданного молока. Отсюда и возникают подозрения об «украденных» литрах-килограммах. Однако нелишним будет еще раз акцентировать внимание на том, с чего начали, – процесс сбора молока у населения непрост, нюансов возникает много при приемке, проведении анализов и окончательном расчете. Хотя от ошибок никто не застрахован.

Галина СТРОЦКАЯ, фото автора