«Муравей» с мотором
37 «железных коней» насчитывает коллекция у Генрика Дзитко из Гродненского района.
В коллекции жителя Гродненского района Генрика Дзитко 37 ретромотоциклов, произведенных на заводах уже не существующих СССР и Чехословакии. Одни редкие, другие массовые, третьи прославились в старых добрых фильмах: мопед «Верховина», как у Сыроежкина из «Приключений Электроника», и красная «Ява» с коляской, напоминающая о киноленте «Бриллиантовая рука».
Генрик Дзитко увлекся мотоциклами еще в детстве. Права получил в 16 лет. Сперва ездил на отцовском «Минске» и «Иж-Юпитере» с коляской. Потом исполнил мечту и купил чехословацкую «Яву-634». Модель была в почете у молодежи и стоила немалых денег – около тысячи рублей (для сравнения: отечественный «Минск» обходился в несколько сотен). В то время Генрик Адамович водил по Беларуси туристические группы на мотоциклах. И профессию выбрал под стать увлечению – инженер-конструктор. Окончил политехнический институт в Минске, работал на заводе в столице, а потом вернулся в родной Гродно.
В поисках почти утраченного
– В 1990-е из-за распада СССР мотоциклетная промышленность стала приходить в упадок. Думал, пройдет немного времени и следующее поколение даже не вспомнит, какую технику проектировали отцы и деды. Так и возникла идея создать коллекцию, – рассказывает Генрик Дзитко. – В ней нет специальных или спортивных мотоциклов, а только те «работяги», которые служили простым людям. Машины мало кто мог себе позволить, а мотоциклы спасали деревню: они легко справлялись с бездорожьем и перевозили небольшие грузы.
Один из первых экземпляров коллекции (он же и самый возрастной) – ИЖ-49, которые выпускались на Ижевском заводе в начале 1950-х. Мотоцикл заправляется смесью бензина и моторного масла, а чтобы не ошибиться с пропорциями, использовали… крышку бензобака – по задумке конструкторов она была и мерным стаканом. Любопытно, что на бензобаке также находится ручной рычаг переключения передач, хотя можно воспользоваться и педалью – всё для удобства ездока.
– Очень хотел найти этот мотоцикл, – указывает Генрик Адамович на «Днепр МТ-12» Киевского мотозавода. – Модель интересна тем, что у нее установлен привод на колесо коляски, благодаря чему улучшена маневренность и проходимость.
МТ-12 выпустили немного, в его поисках помогали друзья и знакомые. Сейчас пополнение коллекции значительно упростил интернет. Стараюсь найти мотоциклы в Гродненской области (в идеале – Гродненском районе), чтобы облегчить транспортировку.
Если о чехословацкой «Яве» слышали все, то венгерская «Паннония» для современного поколения часто становится открытием. В порядке эксперимента Генрик Адамович полностью восстановил доставшуюся модель. В основном эти мотоциклы были черные или синие, но выбран был красный цвет – такие выпустили небольшой партией.
В рабочем состоянии треть техники. Чтобы она была на ходу, ее нужно заводить по крайней мере раз в месяц. Для езды необходимы и основательный ремонт, и техосмотр, и страховка.
Родственники мотоциклов
– В СССР было 7 крупных заводов, которые выпускали мототехнику: Ирбитский, Киевский, Ижевский, Минский, Ковровский, Тульский и Вятский. С конвейера двух последних сходили мотороллеры. Они похожи на мотоциклы, но обратите внимание на переднюю часть: есть специальная облицовка, которая защищает водителя от грязи, можно смело ездить в дождь, – продолжает экскурсию коллекционер. – К слову, прототип первого советского мотороллера «Вятка ВП-150», выпущенного в конце 1950-х, – знаменитая итальянская «Веспа».
Особое место в коллекции занимает «Муравей» Тульского завода. Трехколесная модель с открытым кузовом или будкой предназначалась для перевозки грузов весом до 350 килограммов. Генрик Адамович вспоминает, что в советские времена на таких мотороллерах развозили хлеб, молоко и другие продукты в больницы, детские сады. Использовали «Муравьев» и в личных подсобных хозяйствах.
– А вот легкие шустрые мотовелосипеды и мопеды любила молодежь, – добавляет Генрик Дзитко. – Объем двигателя у них до 50 см3, расход топлива экономный. Помните фильм «Приключения Электроника»? Его герой Сыроежкин ездил на двухскоростном мопеде «Верховина» Львовского мотозавода – это была мечта всех советских мальчишек!
Коллекционер знает каждый свой мотоцикл, мотороллер и мопед до последнего винтика. Для него это не «железо», а важная часть нашей истории. К Генрику Адамовичу приезжают на экскурсии школьники, например, недавно были ребята из Слонима. Захаживают отдыхающие расположенного неподалеку санатория. Постоянные гости – байкеры, которые хотят прикоснуться к прошлому мотоциклетной промышленности. И каждому он с удовольствием показывает своих «железных коней».
Елена КАЯЧ, фото автора