ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
03 февраля 2023 / На злобу

На костре свободы

Кощунство – не свобода слова. В Европе играют с огнем, позволяя сжигать Коран.

Сегодня датский сумасброд, возомнивший себя политиком, Расмус Палудан собирается сжечь очередной экземпляр Корана. Судя по всему, местные власти акцию вновь разрешат, а европейские либералы снова закроют на нее глаза: глумление над священной для мусульман книгой оправдывают свободой слова. Играете с огнем, господа мнимые демократы, – может так разгореться, что мало не покажется.

Ультиматум президенту Расмус Палудан, 41 год. Об­ладатель двойного гражданства – Дании и Швеции. Ненавидит ислам и мигрантов-мусульман. Основал ультраправую партию «Жесткий курс», но, по сути, мелкая политическая сошка даже в Скандинавии. И мало кто знал бы о Палудане, если бы не его скандальные выходки: он заставил говорить о себе во всем мире, публично сжигая Коран в Стокгольме и Копенгагене.

Трудно понять, что толкнуло на религиозный вандализм. Может, отравился шведским деликатесом сюрстремминг (проще говоря, тухлой селедкой). Кто решится в здравом уме осквернять священную книгу мусульман – ислам, на минуточку, одна из мировых религий с числом верующих от полутора до двух миллиардов.

Сам Палудан поначалу путался в объяснении мотивов. В одном интервью говорил об «отвращении к идеологии и религии ислама», в другом рассуждал о свободе слова и демократии. Наконец определился: заявил, что таким образом вынуждает власти Турции одобрить вступление Швеции в НАТО. Палудан даже выдвинул ультиматум президенту Реджепу Эрдогану – пообещал сжигать Коран каждую пятницу, пока президент не прекратит блокировать заявку скандинавской страны в Североатлантический альянс.

Вышло с точностью до наоборот. Анкара оборвала диалог со Стокгольмом по ратификации документа, поскольку в сложившихся обстоятельствах он «не имеет никакого смысла». И камень преткновения не столько в «перфомансе» Палудана – Турцию вывело из себя то, что датскому радикалу официально разрешили публичное глумление над чувствами верующих. «Шведское правительство приняло участие в этой гнусной акции», – заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон попытался оправдаться, но вышло, мягко говоря, нелепо: глава правительства осудил акцию Палудана в Стокгольме как «глубоко неуважительную», но подчеркнул, что свобода слова – неотъемлемая часть демократии.

Свобода против религии

Давайте называть вещи своими именами. Расмус Палудан в желании надавить на другую страну сжег не флаг Турции и не портрет Эрдогана, он с нахальной улыбкой уничтожил священную книгу. В цивилизованных странах осквернение религиозных символов расценивают не иначе как разжигание ненависти и межконфессиональной розни, а с учетом большого количества проживающих в Швеции мусульман можно говорить о попытке расколоть общество.

Другое дело, если подлая выходка Палудана – сыпь на теле Швеции, выдающая куда более серьезную болезнь. И пока глава правительства пытался снизить градус напряженности, генсек шведской Демократической (!) партии Рихард Йомсхоф предложил сжечь сотню Коранов в ответ на реакцию Турции, поскольку «свобода слова важнее, чем заявка Швеции в НАТО».

Дурной пример заразителен. Датские власти также разрешили Палудану провести провокационную акцию у мечети и даже обеспечили полицейскую охрану. Мантру о свободе самовыражения повторил министр иностранных дел Нидерландов Вопке Хукстра, комментируя публичное осквернение Корана лидером антиисламского движения «Пегида» Эдвином Вагенсвельдом в Гааге.

Ты ли это, Европа, столько лет твердившая о толерантности, взаимоуважении и равноправии? Или это касается только финских трансгендеров в фигурном катании?

Маски сброшены. Нет никакой толерантности – есть демонстрация превосходства: европейцы наглядно показали, что собственные идеалы для них намного важнее ценностей остального мира. А это уже признаки расизма.

– Движение неонацистов, сторонников превосходства белой расы с каждым днем становится все более опасным. В настоящее время они представляют собой угрозу внутренней безопасности номер один в ряде стран и угрозу, нарастающую быстрее других, – с таким предупреждением недавно выступил генсек ООН Антониу Гутерреш.

Признаки неонацизма в Европе заметили и турецкие политики. Глава Управления по связям администрации президента Турции Фахреттин Алтун напомнил, что во время «Хрустальной ночи» нацисты жгли страницы другой священной книги – иудейской Торы. В связи с этим он задался вопросом, назвали бы власти Швеции происходящее «проявлением свободы слова»?

Обратная тяга

Приостановка переговоров о вступлении Швеции в НАТО – далеко не худшее из последствий. Для Скандинавских стран и Палудана в частности маячат куда более мрачные перспективы. Сжигая Коран, они подо­жгли исламский мир, в котором тоже есть радикалы – фанатики-экстремисты.

Все помнят, чем для Франции обернулись похабные карикатуры журнала «Шарли Эбдо» на мусульманского пророка Мухаммеда: теракт в Париже, дюжина убитых, паника во всей Европе.

Меньше знают про Салмана Рушди. В конце 1980-х он опубликовал антимусульманские «Сатанинские стихи», чем вызвал гнев религиозных лидеров Ближнего Востока. За богохульство писателя заочно приговорили к смерти. Почти 35 лет он вынужден был скрываться и жить под охраной полиции. Все же прошлым летом его подкараулили и нанесли множество ножевых ранений.

Рушди чудом выжил, но остался калекой: потерял зрение и не может пользоваться одной рукой. Говорят, от нападений пострадали и несколько переводчиков скандальной книги.

Так что Расмусу Палудану, такому дерзкому за спинами датских полицейских, сейчас придется ходить да оглядываться. Особенно после того, как один влиятельный политический деятель недвусмысленно намекнул, что провокатора «настигнет кара».

Олег ФЕДОРОВ
Коллаж автора