ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
10 ноября 2023 / Беларусь фабричная

На Оршанском перепутье

Орша всегда стояла на перепутье дорог. По воде и по суше. Это наложило отпечаток на развитие ее промышленности.

Многострадальную и вместе с тем героическую судьбу Орши во многом определило ее географическое положение на транспортной артерии Украина – Россия – Европа. Особый толчок городу дало строительство железнодорожных линий в конце XIX века из Смоленска в Брест, а также из Петербурга в Одессу.

Расскажут в школьном музее

В период развития капиталистических отношений Орша формировалась как промышленный и транспортный центр. И если ранее в Орше было только одно предприятие, специализировавшееся на добыче извести, то в это время, согласно словарю Брокгауза и Эфрона, уже числилось 15 фабрик и заводов. На сегодняшний же день доля промышленности в экономике района составляет 65,4%.

Об истории развития производств можно узнать в Музее трудовой славы, действующем в гимназии № 1 города. Это учреждение образования носит имя Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Орши Георгия Семенова, который порядка 30 лет возглавлял местный льнокомбинат.

– Музей в 1986 году создали Владимир Печеньков, в то время директор школы, организатор Галина Дашко и учитель истории Наталья Арыко; в течение долгих лет его возглавляла и развивала учитель географии Татьяна Сыромолот, – рассказывает нынешний директор Наталья Кохова. – А в 2018 году под руководством учителя географии Алексея Кузьменко педагоги актуализировали информацию, и сейчас мы знакомим учеников и гостей со славной трудовой историей Оршанщины.

В нашем материале речь пойдет о начале эпохи индустриализации.

До производств

О прединдустриальном периоде оршанской истории содержится немало информации в книге могилевского губернатора, сенатора Александра Дембовецкого (на снимке)
«Опыт описания Могилевской губернии».

В начале XIX века Оршу оживляла торговля известью, которую добывали в окрестностях города и сбывали в южные губернии на сумму от 200 до 300 тысяч рублей в год. Но с 1850-х залежи оскудели, в 1880-е оборот едва доходил до 10 тысяч рублей. Упадку торговли способствовало и обмеление Днепра.

Городу в то время принадлежали мукомольная мельница в устье реки, приносящая до 1000 рублей дохода в год, частные винокуренный, пивоваренный, 2 кожевенных, 2 дрожжевых, 2 кирпичных, 2 круподельных и крупчатый заводы.

«Узкая» выделка

Особо Дембовецкий обращает внимание на кожевенный промысел. Он отмечает, что выделанные в губернии шкуры уже в XVI веке были предметом внутренней и внешней торговли. Но более широкому развитию промысла препятствовали устарелые приемы выделки сырья.

«Кожевенное производство отличается крайней простотой и первобытностью способов изделия, – пишет он. – На западе Европы дубление кож производится через погружение в чаны с дубильным соком, и все дело занимает не больше нескольких дней. У нас же сырую кожу, промокшую около 5 дней в чистой воде, в течение месяца неоднократно пересыпают известью. Потом начисто вымытая кожа опускается в дубильный чан, где пересыпается свежей толченой древесной корой. Это продолжается около 5 недель. И после этого кожа смазывается составом из дегтя или ворвани, мнется большей частью ручными каталками и затем очищается стругом».

Кустарные «вредности»

Ремесла развивались при участии захожих ремесленников. Так, в Хлыстовской волости Оршанского уезда в с. Герасименках примерно в 1820-е один крестьянин, желая обучить сына портняжному мастерству, отдал его на несколько зим проходившим из Смоленской губернии портным. Дембовецкий пишет, что до этого случая в Хлыстовской волости не было кустарей, занимавшихся портняжным промыслом. А спустя полвека его практикуют на дому у заказчика, в самых многолюдных селениях преимущественно евреи, работают у себя на дому. Но только по заказу, не для рынка. В Орше к концу XIX века, например, портняжным производством занимались 60 человек, чистый заработок одного кустаря составлял 80 рублей в год.

Озабочен был губернатор и нормами охраны труда.

«Хотя жилища кустарей всегда переполнены от кожи и дегтя неприятным воздухом, а с другой стороны, долговременная работа в сидячем положении должна бы отзываться на здоровье, тем не менее вредных последствий в этом отношении сапожный промысел, по-видимому не имеет, – пишет Александр Дембовецкий. – В нравственном же отношении замечено, что между кустарями сравнительно больше развито пьянство, что, вероятно, и послужило основанием поговорки: пьян, как сапожник».

Пароходами и паровозами

Для торговли украинских городов с северными регионами вплоть до середины ХХ века широко использовался Днепр. Но транспортный «вес» Орши значительно вырос со строительством железной дороги.

Первую магистраль Смоленск – Орша – Брест открыли в 1871 году. Но ранее, в сентябре 1870-го, запустили участок от Москвы до Смоленска.

Первоначальный замысел наладить сообщение между Москвой и Брестом отличался от реализованного: дорогу предлагали пустить через Могилев, Бобруйск и Пинск. Об этом ходатайствовал наместник Царства Польского граф Берг. Его мнение поддержали 8 из 13 членов Комитета железных дорог. Но судьбу «железки» решил Александр II, повелев «Исполнить по мнению меньшинства».

Первый поезд из Смоленска в Минск отправился 16 ноября, в Оршу он прибыл в 14.10 (все расстояние от Бреста до Москвы проезжал за 79 часов 30 минут). В 1876 году появилась ветка Смоленск – Брест, и дорога стала двухпутной.

Строить участок Витебск – Жлобин начали в 1900 году. Эта линия связывала Санкт-Петербург с югом империи. С ее открытием Орша стала железнодорожным узлом, работающим в 4 направлениях и состоящим из двух станций – пассажирской и грузовой.

Огромную роль сыграл узел в дни Октябрьской революции. Здесь остановили около 50 тысяч солдат «дикой дивизии». Генерал Корнилов направил их для удушения революции в Петрограде и Москве с юга России. Большевики разоружили дивизию с помощью революционно настроенных солдат на Оршанском железнодорожном узле, руководил операцией Семен Буденный.

Вместе со строительством железнодорожных путей и вокзалов появилась необходимость в ремонте паровозов и вагонов. Паровозное депо было открыто в 1871 году. Там размещались 2 цеха текущего ремонта, механический, медицинский и кузница. Станочное оборудование состояло из одного сверлильного и трех токарных станков, почти все работы в основных цехах выполнялись вручную. В полутемных помещениях, в чаду и дыму люди трудились по 10–12 часов.

В 1923 году депо пополнилось новыми паровозами. В 1970-х годах в связи с внедрением тепловой тяги здесь начали производить ремонт дизель-поездов пригородного направления.

Сейчас, рассказывают в школьном Музее трудовой славы, локомотивное депо оснащено новейшими моделями железнодорожных транспортных средств и мощным ремонтным оборудованием.

В августе 1933 года было организовано вагонное депо. С 1999 года оно ремонтирует грузовые вагоны.

Пивные традиции. Былые

В 1883 году открылось старейшее предприятие нашей страны – Оршанский пивоваренный завод. Он был основан как «Синдикат пивоваренных заводчиков Северо-западного края». История его владельцев – семьи Вайнбергов – нашла отражение в документальном фильме «Тайна бутылок Вайнберга» режиссера Эдуарда Навогонского.

Сора Берковна и Бениамин Янкелевич Вайнберги представляли Оршанскую еврейскую общину (а не немецкую, как считалось ранее). Они поженились в 1871 году, а примерно в 1883-м переехали в Оршу, где и открыли завод. Сора занималась производством напитка, а ее муж – продажей, потому на бутылках именно его инициалы. Продукция завода была удостоена золотых медалей на выставках в Вене (1906 год) и Ростове-на-Дону (1910 год). В лучшие времена здесь ежегодно выпускали миллион дал литров пива. Во время Первой мировой войны производство перестроили на выпуск хлеба и сухарей. В 1919 году президиум ВСНХ национализировал завод.

Кстати, кроме пивзавода, Вайнберги владели типографией на улице Могилевской (сейчас Комсомольская). Здесь с февраля 1915-го выходила газета «Оршанский вестник», всего увидело свет 1040 номеров на русском, белорусском, польском языках и на идише. Издание, отличавшееся большим набором разных мнений и демократичностью, пользовалось успехом у оршанцев и просуществовало до декабря 1917 года, когда его заменил орган Оршанского ревкома «Набат».

Национализированный пивзавод в 1928 году передали плодово-ягодному комбинату, который занимался изготовлением фруктовых соков и розливом пива. В 1920-е сюда пришел на работу чешский пивовар Ян Смажек со своим фирменным рецептом напитка. Трудился он на заводе и в оккупации. Сам завод эвакуировали, корпуса пострадали во время бомбежек, но под руководством пивовара был налажен выпуск пива «Экстра», которое нравилось немцам. Но это не спасло жену и дочь пивовара от расстрела. После войны Смажек сохранял верность предприятию до своей смерти в 1950-х годах. В память о нем в 1990-е завод выпустил сорт пива «Мастер Смажек».

В 1970-е прошла масштабная реконструкция по технологии словацкой пивоварни Urpin из Банской Быстрицы. К распаду СССР производство пива в Орше стало сокращаться. На рубеже веков технологи завода освоили выпуск 5 видов безалкогольных напитков, которые в июне 2000-го удостоены наград на международном конкурсе дегустаций. А спустя 6 лет завод признали банкротом и ликвидировали.

Начало «Красного борца»

Отсчет истории завода «Красный борец» начался с механических мастерских, которые построили на берегу Оршицы в 1900 году мещане И.Б. Славинский и С.П. Ясинский. Первой продукцией стали бочки, цистерны, машины и аппараты для мельниц и винокуренных заводов, сельхозинвентарь. К 1914 году мастерские выросли в небольшой завод. В 1928 году он получил название «Механический чугунно-литейный завод «Красный борец».

К началу войны это было уже крупное промышленное предприятие по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных машин, производству к ним запчастей, станочного оборудования и товаров народного потребления. В июле 1941-го основное заводское оборудование вывезли в г. Реж Свердловской области, там рабочие «Красного борца» начали выпускать боеприпасы для фронта.

По возвращении в 1945-м полностью разрушенный завод восстановили, он начал выпуск фуговочных, долбежно-фрезерных и сверлильных станков. В 1951 году выполнили 15 ответственных заданий для крупнейших новостроек страны – Куйбышевской и Каховской гидроэлектростанций, Волго-Донского и Главного Туркменского канала.

В 1959 году разработали и выпустили первый плоскошлифовальный станок модели 3Б71, что было точкой отсчета нового этапа в истории завода, он стал называться станкостроительным, а продукция «Красного борца» получила мировую известность.

В 1967 году плоскошлифовальный станок особо высокой точности модели 3711 первым среди металлорежущих станков в СССР удостоен Государственного знака качества. В 1971 году Оршанский станкостроительный завод «Красный борец» наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Предприятие многократно за достижения в области качества (2000, 2003, 2006, 2010, 2015 годы) становилось лауреатом Премии Правительства Республики Беларусь, трижды – Премии Мини­стерства промышленности.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из открытых интернет-источников