ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
32 номер

На речной волне

Речной транспорт Беларуси порой называют неконкурентоспособным, затратным, но забывают о том, что он – самый экологичный и даст фору автомобильному и железнодорожному. К сожалению, ему активно ставят подножки климат и финансовые трудности. Однако в речном порту Пинск – предприятии с 83-летней историей – верят, что завтра будет лучше.

Сели на мель

В Беларуси примерно полторы тысячи километров рек пригодны для судоходства. Когда-то они были сосудами жизни – по ним сплавляли лес, возили стройматериалы и иные полезные грузы. В 60–80-х годах минувшего столетия по Днепру и Припяти ходили теплоходы и баржи. Но со временем реки перестали играть столь заметную роль.

Владимир Дьякончук руководит филиалом РТУП «Белорусское речное пароходство» речной порт Пинск с 2001 года, а на водном транспорте и вовсе с 1977 года. Рассказывает, как сложно нынче выживать речникам:

– Мелеют реки. Некогда могучая Припять была судоходна во все сезоны, сейчас лишь от Бреста до Стахова, где есть шлюзы. На календаре только начало июля, а наши баржи уже не могут добраться до Микашевичей.

Проблемой является и нехватка техники. В порту Пинск работает только 1 буксир, хотя нужны как минимум 3, и они в наличии, но 2 на ремонте.

– Сейчас нам остается только одно – особо бережно относиться к имеющейся технике, во время межнавигационных периодов ремонтировать ее, – отмечает Владимир Дьякончук.

Эмбарго на судоходство

Председатель Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Вячеслав Мельничук информирует, что в Беларуси работают 8 речных портов, и 3 из них находятся в Брестской области – в Бресте, Микашевичах и Пинске.

– Перспективы речного флота туманны ввиду того, что он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта, на себестоимости перевозок сказываются мелеющие реки – по малой воде баржи перевозят гораздо меньшее количество груза. Пассажирских перевозок нет давно, остались только грузовые, и тех все меньше. Но в нашем регионе работают 6 предприятий речной отрасли, и профсоюз не может не волновать их судьба, – подчеркивает Вячеслав Мельничук.

Моряки сухопутной страны

Председатель первичной профсоюзной организации речного порта Наталья Доберчук отмечает, что, невзирая на трудности, которые сейчас испытывает весь речной транспорт страны, и пинский порт в том числе, коллектив живет надеждой на будущее.

– Чтобы вырастить капитана, необходимо 7 лет, – говорит Владимир Дьякончук. – Но настоящих капитанов мы воспитали немало.

Всю свою трудовую жизнь отработал капитаном теплохода Василий Гацевич, звание «Ганаровы транспартнiк» носит капитан Алексей Брощук. В этом году накануне профессионального праздника такого же почетного звания удостоен еще один капитан-механик буксирного теплохода Иван Бурлак.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото предоставлено профкомом речного порта Пинск