ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
05 апреля 2024 / Ситуация

Нацелены распределиться

Если изначально целевое направление на учебу – это желанный способ достичь намеченных планов, то порой оно оборачивается разочарованием и даже серьезными проблемами.

Вернуть долг

Житель Ляховичского района Сергей Лешик по окончании школы получил целевое направление и уехал учиться в Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. Годы пребывания в учебном заведении стали временем активного поиска себя. Сергей окунулся в волонтерство, возглавил Брестскую городскую, а затем и областную организацию Красного Креста. На старших курсах преподавал в колледже легкой промышленности, в университете ему светила штатная должность секретаря БРСМ.

– В общем, пустил корни в Бресте. Город мне нравился, в нем нашел себя. Но я же целевик и должен был вернуться в Ляховичский район. Буду откровенен, не хотелось. Однако решил, что надо быть честным по отношению к людям, которые в меня поверили и дали направление, – рассуждает Сергей, который в минувшем году начал работу учителем химии и биологии Малогородищенской средней школы.

Потерял ли себя в провинции? Утверждает, что нисколько. Работать с детьми нравится. Уже отмечен двумя благодарностями Ляховичского районного комитета БРСМ, занесен в резерв кадров райисполкома. К слову, свои дружеские и деловые отношения с Красным Крестом не прервал. В планах у молодого человека – учеба в магистратуре.

Право на отступные

У вчерашней студентки Белорусского государственного аграрного технического университета Юлии Петровской (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) разрыв отношений с организацией, выдавшей ей целевое направление, происходил через суд. В 2019 году Юлия заключила договор о целевой подготовке с одним из сельскохозяйственных предприятий Брестчины. Годы учебы пролетели незаметно, девушке оставалось вернуться к нанимателю, который ее все это время поддерживал материально и ждал.

– По договору должна была отработать 5 лет. Но еще на 4-м курсе тяжело заболел папа, а я у него одна, других родственников нет, ухаживать за ним некому. Поэтому и решила перераспределиться поближе к дому, в свой район, – рассказывает Юлия.

Работу по специальности нашла в соседней деревне. Юлия была уверена, что большого урона никому не нанесла, ведь из аграрной отрасли не ушла, свою область не покинула. А что касалось направившей на учебу организации, то она в ней не особо нуждалась – должность занимал другой сотрудник.

Однако в самой сельхозорганизации считали иначе: по закону девушка должна отработать именно у них. Если же трудовые отношения не сложились, то выпускница вуза обязана вернуть им затраченные на нее средства. Ей выставили солидный и оказавшийся непосильным счет, ведь к работе едва приступила, а отец на тот момент по заключению МРЭК получил II группу инвалидности. Но организация все же подала в суд.

– Я стала искать защиту, – рассказала Юлия. – Главный правовой инспектор труда Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников АПК Алина Гумен, вникнув в мою ситуацию, доказала, что невыполнение условий соглашения произошло по уважительной причине. И закон на моей стороне.

Юрист напомнила, что согласно Кодексу об образовании молодые специалисты, которым место работы предоставлено путем направления на работу по договору о целевой подготовке специалиста с высшим образованием, не отработавшие обязательный срок, освобождаются от возмещения средств, затраченных на их подготовку, если один из родителей является
инвалидом II группы.

– Целевое направление на учебу – удобный для сторон вариант: наниматель готовит себе кадры, студент получает материальную поддержку во время учебы, а затем – гарантированное место работы, жилье и иные бонусы, – отмечает Алина Гумен. – Если же в процессе учебы или работы возникают нюансы, их всегда можно разрешить – выход подскажет закон.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА