Нарисую вам поле
Рабочий день заместителя директора по эксплуатации Бешенковичского предприятия мелиоративных систем Жанны Буявец начинается в 6 утра. Сначала занимается документами, затем садится за руль и отправляется в поля. К вечеру может проехать до 300 километров.
Зигзаг судьбы
Жанна Буявец работает на предприятии почти 15 лет, была инженером производственно-технического отдела, а после стала заместителем директора. В мелиорацию пришла в силу обстоятельств, но в итоге ни разу не пожалела.
– До этого трудилась, казалось бы, в смежной сфере – сельском хозяйстве. Но здесь все иначе: пришлось изучить много документации, технологических карт. В то время было не до учебы в вузе, поэтому главными моими педагогами стали коллеги. Я никогда не стеснялась спросить совета у тех, кто отдал профессии много лет, – рассказывает собеседница.
Сейчас от ее бдительного взгляда ничего не ускользнет. В привычку вошло, проезжая по трассе, оценивать состояние всех полей. И чаще всего даже при беглом осмотре Жанна Буявец понимает, есть ли здесь проблемы и каким образом их можно было бы решить.
– Труд мелиоратора интересный и творческий. Каким бы детальным ни был проект изыскателей, поле преподносит сюрпризы. И по факту окончательное решение принимаем мы на месте. С геодезистом-мелиоратором оцениваем обстановку, советуемся с директором Сергеем Щупеченком. Так приходим к единому мнению и приступаем к делу, будто картину рисуем, – отмечает специалист.
А «рисовать» приходится много. На сегодняшний день под контролем Жанны Владимировны три участка реконструкции: два в Бешенковичском районе, один – в Сенненском.
Техника упрощает, но не всегда заменяет
Сегодня по плану нужно посетить участок, где используется мульчер – это оборудование, которое предназначено для измельчения деревьев, пней и кустарников на корню. Жанна Владимировна поясняет: мелиоративные каналы обязательно нужно поддерживать в порядке. Если не удалять заросли и не очищать от заиления, стока воды не будет, на полях появятся вымочки. До прошлого года все работы выполняли вручную. Труд тяжелый, к тому же срезанные кусты и деревья нужно было вывезти, это дополнительная и затратная нагрузка. Мульчер все упростил. Кроме более высокой скорости и меньшей трудозатратности, у такой обработки есть и другие преимущества. Например, человек может случайно пропустить незаметный в траве пень, который существенно усложнит работу, когда придет время окашивать канал. Собеседница признается, что до сих пор не может нарадоваться, глядя на оборудование.
– За последние три года на нашем предприятии полностью обновили технику, – гордится Жанна Владимировна. – Купили два экскаватора, два грузовика, трал, два бульдозера, три трактора, манипулятор для погрузки и вывозки кустарника и дров. Теперь техникой укомплектованы полностью. Кстати, на всех машинах установлена навигация, можно видеть, кто и где сейчас работает.
Однако техника поможет не всегда. Например, вручную очищают трубы и колодцы-поглотители от наносов – ила и песка, заделывают цементным раствором трещины в бетонных кольцах, стыки и соединения.
Мы заглядываем в один из таких колодцев. Собеседница обращает мое внимание на то, что слой песка почти достиг нижней трубы, которая отправляет в водоприемник стекающую с полей воду. Когда колодец почистят рабочие, расстояние от трубы до дна будет минимум 30 сантиметров.
– Воронки для стока воды закрепляют сплошной одерновкой, чтобы берег канала не размывало, дерн нарезают вручную. Это тоже очень трудоемкая работа, – поясняет собеседница. – Есть дернорезы, но чтобы они заготавливали дерн соответствующего качества, необходимо срезать его с идеально ровной поверхности. Вот и выходит, что человеку нет замены и в этом случае. Вручную косят каналы. Когда проводим реконструкцию, то и камни собираем.
Большие подбирает камнеуборочная техника, маленькие – люди.
Метаморфозы земли
На следующем участке, куда мы направляемся, недавно было болотце. Весной оно разливалось так, что лебеди плавали. Сейчас глубоко под землей уложен дренаж, и от воды не осталось и следа. Тем не менее работы еще продолжаются.
Весна и лето – самая горячая пора для мелиораторов. Но это не значит, поясняет собеседница, что зимой проще. В холодное время года рабочие занимаются корчевкой. Если нет больших морозов и снега, то можно и укладывать дренаж, подчищать каналы. Но основной упор – на ремонт техники. На балансе не только новые машины. Например, экскаваторы Таллинского завода разменяли третий десяток, зимой их нужно основательно перебрать. Поэтому в жаркую пору мелиораторы загружены по полной, а в отпуск уходят в период с декабря по март.
– Такова специфика нашей работы, – замечает Жанна Буявец.
И в ее голосе нет грусти или сожаления. Потому что у большого коллектива Бешенковичского предприятия мелиоративных систем важное и нужное дело – превращать болота в сады и пашни.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора