Наука другой войны
Какой был шум-гам и гром боевых барабанов, а сейчас уже никто и не вспоминает трагикомедию, устроенную Западом из-за размещения «вагнеровцев» в Беларуси. Ну, так мы напомним. Не для того, чтобы за границей снова затряслись поджилки, а для закрепления однажды сказанного: бойцы ЧВК нужны исключительно для совершенствования подготовки армии. Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать важность их опыта. Тогда почему так взбудоражили слова замминистра обороны Андрея Жука о том, что спецоперация на Украине стала для военных Беларуси учебником?
Штаб меняет конспекты
Говорят, совсем недавно новобранцев учили правилам и приемам стрельбы, утвержденным еще в 1938 году. «Для стрельбы стоя повернуться вполоборота направо по отношению к цели и, не приставляя левой ноги, отставить ее влево…» Так больше не стреляют. По крайней мере, бойцы, участвовавшие в реальном бою: подобная стойка заставляет поворачиваться к противнику боком, подставляя под выстрел ребра, за которыми расположены жизненно важные органы. Винтовочный хват уже неактуален. «Стойка фронтальная, корпусом к противнику, ноги слегка согнуты в коленях. Локти должны быть максимально прижаты, чтобы не получить пулю прямо в сустав», – так учат на полигонах инструкторы
с опытом СВО.
Правила изменились. Война стала другой. Каких-то пару лет назад танки воспринимались «железным кулаком» и основной ударной силой прорыва. Но теперь они стали легкой добычей. Самоубийственно бросать их в бой «с открытым забралом». Мир больше не увидит битвы, подобной сражению на Курской дуге. Все чаще бронетехнику используют в качестве передвижной огневой точки, применяют с закрытых позиций. Война – это еще и экономика: накладно разменивать танк стоимостью 5–10 миллионов на дрон, цена которому пару тысяч долларов.
Кстати, о беспилотниках. Кто мог подумать, что эти технически несложные аппараты станут настолько важным инструментом современного боя – от разведки и целенаведения до поражения бронетехники и укреплений, а также эвакуации раненых и разминирования местности. Для эффективного использования дронов требуется, по сути, новый род войск.
Все эти перемены в военном деле демонстрируются фактически в онлайн-режиме – в репортажах военкоров с Украины. За особенностями боевых действий внимательно следят люди в погонах по всему миру. И уж точно те, кто не хочет своим примером подтверждать выражение «Генералы всегда готовятся к прошедшей войне».
Крылья современного боя
«На ситуацию в Украине мы в принципе должны смотреть как на урок, постоянно совершенствуя подготовку артиллеристов, оттачивая методы ведения контрбатарейной борьбы, модернизируя средства радиоэлектронной разведки», – заявил Президент Беларуси 20 февраля во время расширенного совещания с руководством силового блока.
И военные действительно учатся. «Специальная военная операция для нас является в какой-то степени учебником, – рассказал на днях в интервью изданию «СБ. Беларусь сегодня» заместитель министра обороны Андрей Жук. – Из него мы берем информацию, чему и как учить военнослужащих».
По его словам, активно совершенствуется боевая подготовка, в том числе и с привлечением специалистов ЧВК «Вагнер». Инструкторами выступают артиллеристы, танкисты, мотострелки, операторы БПЛА, зенитчики. А что особенно важно, подготовку проходят не только военнослужащие, но также преподаватели ведомственных высших учебных заведений, чтобы затем готовить курсантов, студентов, обучающихся по программам офицеров запаса.
Как отметил замминистра, исходя из особенностей СВО, были пересмотрены отдельные вопросы развития белорусской армии. Как и подходы к вооружению. Пожалуй, придется вновь вернуться к беспилотникам. Да, есть отечественные разработки – «Чекан», «Ловчий», «Квадро-М», «Миротворец». Некоторые уже прошли испытания и стали поступать в войска. Однако это направление требует более масштабного подхода – как со стороны военно-промышленного комплекса, так и в плане подготовки техников, инженеров и операторов дронов. На это указал Александр Лукашенко: «Давайте начистоту: в отношении беспилотной авиации, дронов-камикадзе, масштабного оснащения ими армии, подготовки операторов дронов мы уже отстаем. А сделать надо было еще вчера».
Справедливости ради стоит отметить, что упущения в сфере военных дронов признает даже командование сильнейшей армии мира (к таковой по многим параметрам относят Вооруженные силы США). Выводы категоричные и масштабы просчетов впечатляющие: генералитет в прошлом месяце отменил программу «вертолета будущего» FARA, на разработку которого уже потрачено…
2 миллиарда долларов. Планировали выделить еще 5 миллиардов, но их решено перенаправить на исследовательские работы в области беспилотной авиации.
Прицел безопасности
В ноябре прошлого года американское издание «U.S. News & World Report» поместило белорусские Вооруженные Силы на 12-ю позицию в рейтинге армий мира. Выше Франции, Индии, Японии, Польши и Италии. Этот рейтинг прокомментировали в Министерстве обороны Беларуси: «Результаты опроса 17 тысяч респондентов по всему миру наглядно демонстрируют, что сила армии определяется далеко не военными бюджетами или количеством вооружения и военной техники, а умением вдумчиво распределять имеющиеся силы и средства для обороны страны».
Это не единственный комплимент от западных журналистов. «Самая опасная реактивная система залпового огня в Европе», – так американский журнал «Military Watch» охарактеризовал белорусский «Полонез». Отмечая дальность стрельбы до 300 километров, авторы сообщают: «Лишь немногие РСЗО в мире способны похвастаться такими характеристиками». Остается лишь добавить, что усовершенствованный комплекс «Полонез» поступил на вооружение белорусской армии в середине ноября 2023 года.
Если говорить в целом, то уроки конфликта на Украине сподвигли на повышение обороноспособности и по другим направлениям. В частности, показали важность строительства укрепрайонов. Они уже возводятся в Беларуси.
Менее полугода назад Президент ознакомился с узлом сопротивления Кобринского укрепленного района и его возможностями. Да и идея формирования в нашей стране народного ополчения во многом продиктована опытом боевых действий в южной стране-соседке.
Укрепление национальной безопасности – процесс непрерывного совершенствования. Пускай ситуация в мире и не дает повода для спокойствия, но наши военные тоже не дремлют. Здесь уместно будет привести оценку Главнокомандующего. Во время общения с работниками завода «БЕЛДЖИ» 19 января Александр Лукашенко заверил: «Мы никогда, наш народ и государство, не были так защищены, как сейчас».
Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора