ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
22 марта 2023 / Актуально

Не сойти с рельсов

Железная дорога всегда была эффективной отраслью, однако с введением санкций ситуация изменилась. Как справляется с трудностями более чем 10-тысячный коллектив Барановичского отделения Белорусской железной дороги?

Недавняя внеплановая проверка межрайонным Комитетом государственного контроля показала пробуксовку по многим направлениям.

Санкционная подножка

Железнодорожный транспорт не зря сравнивают с кровеносной системой экономики государства. Регулярные перевозки обеспечивают развитие всех отраслей, регионов, предприятий. И в 2021 году отделение выполнило 15 из 16 прогнозных показателей экономического развития, при этом увеличив и грузооборот, и пассажирские перевозки на 108% и 114% соответственно. Рентабельность составляла 11,3%, была получена также и чистая прибыль.

Итоги работы за 2022 год не столь впечатляющи. Из тех же 16 прогнозных показателей выполнены только 7. Как отметил председатель Барановичского межрайонного Комитета госконтроля Олег Данилов, рентабельность продаж упала до 1,5% при плане в 10,7%, вместо прибыли получены убытки.

– Из-за санкционных ограничений в 2022 году произошло существенное ухудшение финансового положения отделения дороги. Уже с февраля минувшего года динамика перевозки грузов пошла на убыль. Среднемесячные потери объемов составили порядка 17,4 млн. тонн, – проинформировал глава регионального контрольного ведомства.

Из-за санкций значительно уменьшились перевозки в страны ЕС: Польшу, Литву, Латвию, Данию – от 64% до 82%. Однако благодаря переориентации грузопотоков произошел их рост в восточном направлении. Так, перевозки в Россию выросли на 54%, в Казахстан – в 3,5 раза, Азербайджан и Грузию – в 2,9 раза. Через российские порты началась доставка грузов в Индию, Иран, Китай и другие страны, что несколько поправило положение отделения дороги.

(Не)выгодные пассажиры

Что касается пассажирских перевозок, то здесь дела обстояли всегда не очень выгодно с экономической точки зрения. Их окупаемость низка, в последние годы составляла немногим более 60%, а в региональном сообщении экономкласса и вовсе лишь 8,6%.

Железная дорога не вольна самостоятельно устанавливать тарифы, тут последнее слово всегда за Министерством антимонопольного регулирования и торговли, которое, будучи на стороне пассажиров, неохотно делает шаги в сторону удорожания проезда.

В поиске выхода из ситуации в 2021–2022 годах отделение дороги занималось оптимизацией поездов региональных линий экономкласса на малоинтенсивных участках. Таких оказалось немало, к примеру, Андреевичи – Берестовица, Поречье – Учитель, Лида – Беняконе, Лунинец – Горынь и на других направлениях. В результате где-то поезда сократили, заменив железнодорожный транспорт автомобильным, на других направлениях уменьшили количество курсируемых дизелей и электричек. Весь минувший год изучался фактический спрос на перевозки, в связи с которым и менялось движение поездов, причем не обязательно в сторону сокращения. Поезда международных линий востребованы, их количество как раз наращивается. Так, курсируют 14 международных поездов, 8 из которых принадлежат Белорусской железной дороге, а 6 – российской. Популярны и турпоезда по направлениям Москва – Брест, Москва – Гродно.

Что в приоритете?

Как отмечают в управлении отделения дороги, экономия средств и ресурсов сейчас в приоритете. К примеру, работают над снижением себестоимости производимых работ, повторным использованием восстановленных деталей и узлов при ремонте подвижного состава, благодаря чему удалось сэкономить за минувший год более 9,6 млн. рублей.

Приходится прибегать и к непопулярным мерам в целях сохранения трудового коллектива. Так, наниматель был вынужден объявлять работникам простои, предоставлять отпуска без сохранения зарплаты, принимать меры по приведению численности сотрудников к объемам выпускаемых работ. Напрямую от этого показателя зависит едва ли не треть численности работающих в Барановичском отделении железной дороги. При этом в Комитете госконтроля отмечают, что во время проверки выявлены 526 неэффективных штатных единиц. По мнению КГК, отделение недостаточно работает по поиску источников дохода, в частности, слабо наращивает программу развития иных видов деятельности.

– В структуре отделения находятся 26 обособленных подразделений, имеющих солидную техническую базу, на которой могли бы оказывать различные виды услуг сторонним организациям. К примеру, заниматься ремонтом не только железнодорожной, но и сельскохозяйственной техники и тем самым более активно интегрироваться в народное хозяйство, – отмечает Олег Данилов. – Однако имеющееся металло- и деревообрабатывающее, сварочное, моющее и иное оборудование используется неэффективно. Так что аппарату управления отделения дороги есть над чем задуматься.

Галина СТРОЦКАЯ
Фото из открытых интернет-источников