ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
42 2001
03 марта 2023 / Ценные кадры

Небо в наследство

Аксиому «Дорогу осилит идущий» подтверждает на примере своей жизни командир корабля «Боинг-737», заместитель командира авиаотряда и председатель объединенной профсоюзной организации авиакомпании «Белавиа» Александр Липавский. В день своего 55-летия он встретился с корреспондентом «Беларускага Часу».

В компании «Белавиа» Липав­ский трудится уже почти 30 лет. А родился в Киеве, в авиационной семье. Его отец был одним из руководителей авиазавода, а мать работала в конструкторском бюро О.К.Антонова. Один из братьев отца служил штурманом военно-морской авиации, другой – гражданским пилотом. Брат матери – профессор и в свои 90 лет преподает в Национальном авиационном университете в Киеве.

А мне летать охота

– В три года я попал на авиационный завод и сразу заявил родителям, что буду летать, – вспоминает Александр Владимирович. – Всю юность шел к этой цели. Ради нее пришлось даже прекратить активные занятия вольной борьбой. Мама и папа всячески способствовали тому, чтобы моя мечта сбылась: весь быт организовали специальным образом. Отец регулярно брал на завод, где я имел возможность познакомиться с гражданской авиацией «изнутри». У меня были репетиторы по школьным предметам и даже система питания перестроена радикально. Киевскую физико-математическую школу я окончил с отличием.

Александр Липавский поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации, выдержав огромный конкурс в 50 человек на место, и окончил его с отличием по специальности «бортинженер».

Яблоня и яблоки

В Минский летный отряд Белорусского управления гражданской авиации в должности бортинженера самолета Ту-154 Александр Владимирович попал по распределению.

– Мне всегда везло на учителей. Мой первый бортинженер-инструктор Александр Колоней вложил всю душу, знания и опыт. Я очень благодарен за это. И хотя самого уже нет в живых, до сих пор поддерживаю взаимоотношения с его семьей, – рассказывает наш собеседник.

С 2000 года сам Липавский стал инструктором летно-штурманского отдела авиакомпании «Белавиа». В 2012 году предприятие направило на переподготовку по специальности «пилот» в Литву. В 2016 году без отрыва от производства он с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Сегодня Липавский совмещает сразу несколько должностей и везде преуспевает. Во-первых, является командиром воздушного судна «Боинг-737». Во-вторых, в 2015 году руководитель летной службы авиакомпании Олег Салтовский доверил ему должность заместителя по летным стандартам. На этом посту он отвечает за производственную деятельность авиа­отряда (более 200 человек) в рамках норм и стандартов, установленных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и компанией «Белавиа». В-третьих, с 2012 года Александр Липавский избран председателем первичной проф­союзной организации авиационного отряда и службы бортпроводников. Она входит в объединенную профорганизацию авиакомпании, которую Александр Владимирович возглавил с 2019 года.

– Секрет прост – на работу всегда иду с радостью. Нужно любить свою профессию и людей, которые рядом. Это мне привили еще родители: на их примере видел (а у отца в подчинении находилось более 25 тысяч человек), что нужно уважать человека труда. И я следую такому же принципу и учу других, – поделился председатель профкома.

В семье Александра Липав­ского за теплоту домашнего очага отвечает супруга Анна, которая трудится в кадровой службе авиакомпании. У пилота есть три сына: младшему всего 1 год и 8 месяцев, старший работает в сфере информационных технологий, средний пошел по стопам отца и учится в летном училище.

Доверие коллег и руководства

В первичке авиационного отряда и службы бортпроводников состоит более 630 человек, или 98,6% всех работающих.

– В составе профкома я с 2002 года, к чему меня приобщил Юрий Еньков, который ранее возглавлял первичку. Он стал примером, как нужно строить профсоюзную работу, – рассказывает Александр Липавский.

Большинство предложений объединенной профорганизации «Белавиа» авиакомпания поддерживает, и такому взаимопониманию можно позавидовать. Свежее свидетельство – новая норма в колдоговоре: корпоративный авиа­билет для сотрудников. Он дает право работнику и членам его семьи воспользоваться билетом на регулярный рейс по льготному тарифу. В «местной конституции» заложено много таких бонусов: медстраховка, скидки при посещении тренажерного зала и бассейна, материальная помощь и другое. Родители могут приобрести со скидкой путевки в детские оздоровительные лагеря. Профсоюз с нанимателем организуют экскурсии и помогают работникам приобрести путевки в санаторий. Есть и свои традиции. Одна из них – День памяти погибших экипажей. Ежегодно 12 декабря первичка проводит митинг-реквием на Восточном кладбище в Минске, где захоронено более 40 работников, погибших в разные годы при авиакатастрофах.

Немало достижений и в защите прав работников авиации.

– Дороже всего для меня благодарные глаза коллег, когда удается решить их проблемы. Это доверие дает колоссальный импульс, – признается Александр Липавский. – Так, по нашей инициативе и при поддержке Федерации профсоюзов отстояли интересы женщин-бортпроводников, которые были ущемлены при подготовке Закона «О профессиональном пенсионном страховании». Также в непростое время пандемии коронавируса благодаря поддержке председателя ФПБ Михаила Орды нам удалось отстоять права бортпроводников: они сохранили свой льготный стаж даже в условиях пониженного объема работ.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ