Неизвестный Сухой
Жители города Глубокое Витебской области бережно хранят память о своем земляке – одном из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации, авиаконструкторе, докторе технических наук Павле Сухом. Под его руководством было разработано 50 моделей боевых самолетов.
Ошибка в энциклопедии
На въезде в райцентр установлен легендарный истребитель Су-17. На нем выполняли боевые задачи бойцы 40-й армии в Афганистане. Затем самолет получил «прописку» на 61-й истребительной базе в Барановичах, а к 101-й годовщине со дня рождения известного авиаконструктора Барановичский авиаремонтный завод преподнес его в качестве подарка Глубокому. На фюзеляж воздушного судна нанесена цифра 101.
– Документы об успешно проведенном испытании Сухой подписывал, по его словам, лишь тогда, когда был уверен в машине на 101%, – рассказывает учитель истории глубокской школы № 1 имени Павла Сухого Наталия Рабизо.
К слову, многие факты из жизни авиаконструктора стали известны благодаря исследовательской работе школьного музея. В 1984 году учитель истории Тереса Рабизо (мать Наталии Александровны. – Прим. авт.) создала в школе клуб «Поиск». И уже через год, к 90-летию знаменитого земляка, собранного учащимися и педагогом материала оказалось достаточно для открытия экспозиции.
– В 1979 году в районной газете «Шлях Перамогі» вышла статья старшего научного сотрудника Гомельского областного краеведческого музея Николая Царькова. Он раскрыл интересные сведения о Павле Сухом, которые до 1960-х годов были засекречены, – вспоминает основательница музея. – В Большой советской энциклопедии написано, что Павел Сухой родился в селе Глубоком Гомельской области. Мы же решили доказать, что это ошибка.
Подтверждение факта, что местом рождения Сухого является Витебщина, педагог нашла в метрической книге Глубокской православной церкви, которая хранится в Национальном историческом архиве в Минске. А в Памятной книге Виленской губернии местные следопыты обнаружили запись о том, что родители Павла проживали в Глубоком с 1891-го по 1896 год. Потом Елизавета и Осип Сухие работали в народном училище Новогрудка и недалеко от Швенчениса (сейчас город в Литве. – Прим. авт.). В Гомель семья переехала только в 1899 году. Там Павел впервые увидел аэроплан под управлением одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина.
Составив родословную земляка, юные исследователи установили, например, что вилейская ветвь рода носит фамилию Сухий.
Из материалов Центрального государственного архива Литвы стало известно также, что на месте глубокской школы № 1 ранее находилась польская гимназия.
– Один из старожилов, который учился в народном училище – первом светском учебном заведении Глубокого, рассказал, что учителем в нем был Осип Сухой. В 1887 году он окончил Молодечненскую гимназию, – продолжает Тереса Рабизо. – В здании народного училища находилась и квартира, где Павел провел первый год своей жизни.
В городском архиве Глубо-кого хранится рукопись местного учителя Александра Соболевского. Педагог писал, что Осип Сухой пользовался большим авторитетом у горожан. Он также руководил церковным хором мальчиков, а его жена обучала девочек шитью и рукоделию. От городских властей Сухие неоднократно получали благодарности за свою работу.
Не только биография
В школьном музее собраны материалы не только глубокского периода жизни авиаконструктора. Например, есть фото 1905 года, когда Павел Сухой поступил в Гомельскую гимназию. Окончил это учебное заведение он перед Первой мировой войной. Хотел поступать в Императорское Московское техническое училище, но родственники побоялись пересылать оригиналы документов. Копии принял только Московский университет. К учебе Павел приступил в 1914-м, однако через год перевелся в МВТУ. Будучи студентом, он начал сотрудничать с авиаконструктором Андреем Туполевым.
Окончить обучение Сухому удалось только в 1925 году (его призвали на фронт, где в придачу к французскому и немецкому он выучил еще и английский язык, а потом произошла революция). В школьном музее можно увидеть и копии писем Павла к матери с Северо-Западного фронта. После войны Сухой вернулся к родителям. Преподавал математику в Лунинце, затем в Гомеле. На фотографии педагогического коллектива лунинецкой школы запечатлена и будущая жена Павла Софья Тенчинская, дочь участника восстания 1863 года Феликса Тенчинского.
По мнению Тересы Рабизо, очень важно, что из материалов музея можно не только узнать факты биографии легендарного авиаконструктора, но и понять, каким он был человеком.
– На протяжении всей жизни Сухой вел дневник, – замечает историк. – Страничка из него представлена в нашей экспозиции. Мы также дорожим воспоминаниями Николая Зырина, который работал вместе с Павлом Сухим над созданием самолета Су-7Б. Благодаря этим уникальным записям можно составить впечатление о человеческих качествах конструктора. Сухой был дисциплинированным, скромным человеком. Он никогда не настаивал на своем решении, если кто-то предлагал что-то лучшее. К слову, он первым из конструкторов начал работать над системой безопасности летчиков.
В музее хранится и катапультное кресло – авторская работа Сухого. Такой подарок в свое время сделало руководство 558-го авиационного ремонтного завода. Барановичские авиастроители привезли и тренировочный пульт управления Су-17. Посидеть в кресле или за пультом, облачившись в летный костюм, может любой посетитель.
Кстати, экскурсии по школьному музею проводятся на русском, белорусском, английском, немецком и французском языках. Школьники становятся экскурсоводами с 5-го класса. В дальнейшем многие из них связывают свою жизнь с историей или поступают на авиационный факультет Военной академии Беларуси.
Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото автора и из открытых интернет-источников