ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
13 января 2022 / Потребитель

неЛегальные «шашечки»

Какую междугороднюю маршрутку вы выберете: официальную или «левую», но подешевле? Начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы Витебского областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор перевозок» Александр Степанов характеризует ситуацию, сложившуюся на рынке междугородних пассажирских перевозок, одной фразой: «Вам «шашечки» или ехать?»

Вы откуда, нелегалы?

Любой бизнес должен быть «видимым» для государства. Только в таком случае можно наладить правовой и фактический механизмы защиты прав потребителей. Перевозчики используют для своей предпринимательской деятельности земли общего пользования с разрешения государства. В отношении регулярных перевозок пассажиров действует государственный механизм лицензирования и выдачи разрешений перевозки по конкретным маршрутам в результате конкурентной процедуры выбора перевозчика – конкурса, который является одним из видов торгов. Это называется двухуровневым доступом на рынок. Первый уровень – заявительный (для получения лицензии), второй – разрешительный (конкурентный). По итогам торгов с перевозчиками заключают соответствующий договор. Без разрешения подобная деятельность незаконна. Однако большой объем междугородних перевозок пассажиров в регулярном сообщении осуществляется перевозчиками, не имеющими разрешения. При этом они вытесняют легальных перевозчиков, в том числе частных, – под видом перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, где отсутствует механизм двухуровневого доступа на рынок.

Перевозчик, который позиционирует себя нерегулярным, «подрезает» регулярного: за несколько минут до появления автобуса по расписанию собирает людей, ожидающих рейса на остановках, объявляя, что другого транспорта не будет.

– Нередко случаются парадоксальные ситуации, – замечает Александр Степанов. – К примеру, на остановках в небольших населенных пунктах люди ожидают автобус, купив билеты. Подъезжает транспорт, водитель собирает билеты, сдает их в кассу вокзала, получает деньги (теряя 15–25% стоимости) и везет людей по маршруту. Когда же прибывает легальный перевозчик, диспетчер сообщает ему, что пассажиров нет, все билеты сданы.

Точно определить количество нелегальных перевозчиков невозможно по причине их анонимности. По словам Александра Степанова, показатель регулярных легальных перевозок в 2021 году составил лишь 25% от цифры 2001 года. Нелегалы освоили немало методов вытеснения добросовестных конкурентов. Например, бронируют билеты на рейсы легальных перевозчиков, но не выкупают их, чтобы пассажирам в кассе ответили: «Билетов нет». Рядом с кассой стоит зазывала: «Отвезем куда угодно».

Кто страдает?

Казалось бы, для пассажиров это не является проблемой – их ведь все равно доставят в желаемое место. Однако нерентабельный рейс, который в данной ситуации совершает легальный перевозчик, рано или поздно отменят. А это отразится как на обществе в целом (за счет продажи билетов на регулярные рейсы содержат вокзалы), так и на конкретных людях.

Нерегулярный перевозчик отправляется в рейс не по расписанию, а по мере накопления пассажиров, что исключает точное планирование выезда и прибытия на конечную станцию. Нелегалу ничто не помешает отменить поездку, если он посчитает, что 5 пассажиров – это невыгодно.

Кроме того, не все компании готовы полностью возмещать командировочные расходы на проезд по чеку продажи или посадочному талону (именно такие «документы» выдают по требованию нелегальные перевозчики). Чаще всего компенсируют только в размере 0,1 базовой величины.

Страдает и безопасность движения. К тому же нелегалы экономят еще и на водителях: подменяют трудовые отношения, предполагающие среднюю заработную плату, отчисления в ФСЗН и другое, гражданско-правовыми – договором подряда. Иногда и вовсе не оформляют документы, в результате чего работник лишается права на больничный, отпуск и пенсию.

– Нередко также нарушается режим труда и отдыха водителей, поскольку невозможно проконтролировать, сколько времени они находятся за рулем, – отмечает Александр Степанов. – Бывает, что по маршруту Полоцк – Минск совершается за день 3 рейса, а это больше 12 часов за рулем. Вечером второго дня вероятность ДТП с участием таких водителей возрастает в разы. Нелегалы нарушают сразу несколько видов законодательства – транспортное, трудовое и в области предпринимательской деятельности. Ими серьезно занимается транспортная инспекция, но объемы перевозок не снижаются. К сожалению, контролировать и привлекать к ответственности в подобных случаях сложно.

Проблема заключается еще и в том, что пассажиру, который предпочитает «честные шашечки», сложно определить, какой перевозчик предложил ему свои услуги. Александр Степанов предлагает выбирать тех, кто отправляется с автовокзалов, либо сравнивать информацию на выбранном пассажиром сайте о месте, дате и времени отправления со сведениями на сайте https://ticketbus.by/. На транспорте нелегалов отсутствуют также какие-либо опознавательные знаки.

Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА