ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
18 мая 2023 / Наш край

«Нераскиданное гнездо»

В 1906 году молодой и еще мало кому известный Иван Луцевич приезжает в местечко Яхимовщина Ошмянского повета, чтобы устроиться помощником на местную винокурню. Хозяин усадьбы пан Любанский хорошо встречает нового работника: выделяет одну из комнат в своей летней кухне и ставит на полное довольствие.

Здесь, вдали от городского шума, 24-летний поэт пишет свое знаменитое стихотворение «А хто там iдзе…», которое было переведено более чем на 80 языков и стало неофициальным гимном белорусов того времени.

Место становления

Через два года, в 1908-м, в Петербурге выйдет первый сборник стихов Янки Купалы «Жалейка», в который войдут «Не дайте погибнуть поэту», «Дуб», «Дайте мне свободу» и многие другие, написанные как раз в 1906–1907 годах. Вообще, биографы поэта называют Яхимовщину местом его творческого становления. Дом, где прожил год будущий классик белорусской литературы, хорошо сохранился по сей день. Сегодня это четвертый по счету филиал Государственного литературного музея Янки Купалы и, как подчеркивает его заведующая Светлана Тис, «одно из нераскиданных гнезд поэта». «Яхимовщина» – единственный из музеев, посвященных Янке Купале, был открыт в здании, стены которого помнят его самого», – с гордостью отмечает она. Идея его создания принадлежала еще супруге поэта Владиславе Францевне. «В 1959 году она приезжала в Яхимовщину, встречалась с местными жителями и хотела открыть в доме, где жил и творил Купала, посвященную ему экспозицию», – рассказывает Светлана Владимировна.

К сожалению, на тот момент реализовать задуманное не удалось по многим причинам. А главное – бывшая панская постройка была жилой. «Она использовалась как временное жилье, – продолжает экскурсию заведующая филиалом. – Но, возможно, именно это обстоятельство и спасло здание от перестройки». Вместе с нашим гидом мы проходим в комнату Янки Купалы. «Здесь все, как было при нем, – обращает наше внимание экскурсовод. – Стены, тот же вид из окна, даже ручка на двери оригинальная. Не сохранилась только мебель. Ее мы собирали по крупицам, чтобы воссоздать интерьер того периода».

Музей «на кухне»

Филиал в Яхимовщине впервые распахнул свои двери в 2001 году. «Во многом благодаря поддержке тогдашнего председателя колхоза Геннадия Ивановича Божко, который помог расселить жильцов исторического дома, и бывшему директору Государственного литературного музея Янки Купалы Жанне Казимировне Дапкюнас, кстати, родственнице поэта, давшей толчок для создания экспозиции», – считает Светлана Владимировна. Само по себе здание музея также представляет историческую ценность. Построенное в 1857 году Любанскими как летняя кухня, оно и сегодня позволяет нам представить усадебную жизнь белорусских местечек конца XIX – начала XX века. «На одной половине жили Янка Купала и панский эконом с семьей, на другой – хозяин отдыхал и трапезничал с гостями после охоты, – вместе с заведующей мы обходим залы музея. – Готовили еду здесь же, в подвале, где была оборудована кухня».

Светлана Владимировна сожалеет, что не может показать нам нижний этаж: «По технике безопасности сейчас мы не водим туда туристов, хотя раньше это было мое любимейшее место в музее». Вероятно, помощнику винокура Ивану Луцевичу, которому хозяин усадьбы обеспечил пансион, также приносили еду именно из панской кухни. Помимо завтрака, обеда и ужина, ежедневно ему полагался еще и кусок масла, который поэт в качестве гостинца отправлял своим родным.

Самовар-очевидец

«А вот, посмотрите, это наша гордость – самовар, из которого пил чай Янка Купала», – обращает внимание экскурсовод. В Яхимовщине будущий народный поэт Беларуси подружился с местным столяром и часто бывал у того в гостях. «Этот самовар в семье сохранили, а когда открылся музей, то передали его нам», – Светлана Владимировна шаг за шагом погружает нас в историю жизни поэта, которую она не раз пересказывала гостям. «Возможно, нас не так хорошо знают, как музей в Вязынке, где родился Купала, но наша экспозиция не менее интересна и многогранна», – считает заведующая.

К слову, площади филиала позволили разместить в нем, помимо купаловской части, зал народной культуры и творчества, а также постоянную выставку работ знакового белорусского художника Кастуся Хорошевича.

Константин Иванович родился в соседней с Яхимовщиной деревне Литва в 1927 году. «Мы познакомились, когда ему уже было за 80, – вспоминает Светлана Тис. – Несмотря на возраст, он был очень подтянут, аккуратен и чем-то напоминал Купалу, на которого хотел быть похожим». К сожалению, дом, где вырос художник, не уцелел, поэтому музей стал единственным местом на малой родине живописца, сохранившим память о нем и его творчестве.

«Посмотрите, как мастерски он работал на обычном картоне, – заведующая подводит нас к одному из полотен. – Да-да, не удивляйтесь, это не холст». По ее словам, после потери единственного сына он рисовал буквально на всем, пытаясь отвлечься от своего горя. «Он говорил: мои картины – это мои дети», – замечает она. Часть из них художник безвозмездно передал филиалу в Яхимовщине. «Хотел, правда, поначалу «Бабу Насту» обратно забрать, но я не отдала, – смеется Светлана Владимировна. – Ей, говорю, в деревне будет лучше. Он и оставил: «Ну, няхай Наста у цябе жыве».

В качестве бонуса к основной экскурсии наш гид показала также один из панских амбаров, который работники музея взяли под свою опеку. «Нам было больно видеть, как разрушаются исторические здания, – говорит Светлана Тис. – Поэтому мы решили организовать здесь еще одну экспозицию, тем более что экспонатов для этого накопилось предостаточно». Старинная утварь, одежда, музыкальные инструменты… Практически у каждой из вещей своя история. «Что-то мы нашли сами, но основную часть принесли жители. У нас скоро и рояль свой старинный будет, – продолжает Светлана Владимировна. – Инструмент уже приобрели и, как только сменим экспозицию, будем организовывать музыкальные вечера».

Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ