ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI

Николай Белановский: «Труд должен быть уважаем»

Когда на заседании цехкома молодому сталевару решили дать шанс и объявить выговор вместо увольнения, руководитель возмутился. Потребовал от профсоюзного лидера: «Собирай актив, меняйте вердикт, и точка!» Но услышал твердое: «Нет».

Это был 1980 год. Тогда слесаря-ремонтника сталелитейного цеха № 2 Минского автозавода Николая Бела­новского только избрали председателем цехкома. В свои 25 с хвостиком он стал самым молодым профсоюзным лидером на предприятии.

Сегодня Николай Александрович – советник Минского городского объединения профсоюзов этот факт из своей биографии вспоминает с улыбкой и не лукавит: становление было нелегким, но послужило отличной школой. Влившись тогда в профсоюзные ряды, за более чем 40 последующих лет он трудился на разных постах, куда его выбирали люди. Стал не просто свидетелем – активным участником событий, повлиявших на ход истории профдвижения независимой Беларуси.

Встреча на площади

До официального распада СССР оставалось несколько месяцев. Цены в магазинах росли, а зарплату задерживали практически всем. 3 апреля 1991 года рабочие Минского электромеханического завода перекрыли улицу Долгобродскую. За ними на акцию вышли труженики других предприятий.

Белановский в то время был заместителем председателя только что образовавшегося Белорусского профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ). Прошло всего 3 месяца, как он ушел с МАЗа.

Ему позвонили с завода, сказали: рабочие двинулись к Дому правительства. Николай Александрович успел приехать на площадь Ленина. Встретил колонну заводчан на углу здания Мингорисполкома. Впереди шли литейщики.

– Главным было не допустить разжигания конфликта, ведь это могло закончиться трагически. Всю жизнь низко кланяюсь рабочим людям в нашей стране, потому что у них есть достоинство и совесть. И тот их порыв защитить свои права был обоснованным, но что дальше? Мы начали договариваться, обсуждать, что будем делать. Когда все повернулось в конструктивное русло, в рядах протестующих активизировались подстрекатели. Их призывы идти на штурм сработали, толпа ринулась вперед. Мне ничего не оставалось, как только успевать переставлять ноги, – вспоминает профлидер.

До Дома правительства было уже метров десять, когда ему удалось в буквальном смысле зацепиться за фонарный столб, стоявший за памятником Ленину. Белановский отчаянно закричал: «Стойте! Это провокация! Вы же не хотите крови!»

– Литейщики – парни крепкие. Затормозили, и толпа стала стихийно закручиваться вокруг памятника. Один из милиционеров не побоялся, протиснулся внутрь и протянул мне мегафон. Так «штурм» перерос в митинг. Там же начались переговоры. По прошествии времени все прекрасно понимают, что могло быть. Видели, что тогда происходило в других республиках бывшего СССР. Нам же и руководителям предприятий удалось удержать ситуацию. И это была серьезная проверка профдвижения и профлидеров на прочность, – отмечает он.

Важный пункт

Профсоюз АСМ – один из первых в стране отраслевых проф­союзов. Он стал зачинателем многих традиций белорусского профдвижения.

– У нас первых появились своя эмблема и флаг. Но самое важное – мы разработали и подписали первое в Беларуси отраслевое тарифное соглашение, – делится Николай Александрович.

В 1992-м профсоюз АСМ заключил его с объединением нанимателей и Государственным комитетом по промышленности. Позже оно стало основой для других белорусских проф­союзов. Правда, тот трехсторонний документ скорее напоминал колдоговор, только более обобщенный на уровне республики. Но для своего времени был настоящим прорывом в деле создания системы соцпарт­нерства. А пункт о дополнительной компенсации семье погибшего или получившему тяжелую травму на производстве по вине нанимателя из прибыли предприятия до сих пор остается актуальным.

Его редакцию тогда предложил Николай Белановский, настаивая на необходимости прописать размер этой компенсации. Руководители заводов не спешили соглашаться. Спорили целый месяц.

– Последние переговоры были здесь, в штаб-квартире ФПБ, в комнате 1107. Казалось: всё, пункт не проходит, а тянуть уже некуда, тарифное нужно принимать. Почти отчаявшись, спрашиваю: «Считаете – это слишком большая сумма? А кто готов, чтобы сегодня вместо вашего возвращения домой мешок денег принесли?» Гробовое молчание. И тут тогдашний гендиректор МАЗа Михаил Лавринович говорит: «Мужики, а ведь этот молодой прав!» И мы сошлись на дополнительной компенсации в размере не менее 10 среднегодовых зарплат семье погибшего и среднемесячного заработка за каждый процент потери трудоспособности пострадавшему, – вспоминает подробности Николай Александрович. – Благодаря проф­активу республики этот пункт потом прижился практически во всех отраслевых соглашениях.

Судьба завода

В том же 1992-м, в этом же здании, в комнате 1314 Белановский найдет очередной стратегический ход, который определит судьбу одного из флагманов белорусской экономики – Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

– Почти за год до этого немцы привезли автобус, который у себя снимали с производства. Поставили условие о его передаче вместе с технологическим оборудованием республике для выпуска под рынки стран бывшего СССР. На уровне правительства тогда решили ликвидировать МЗКТ, его производственные площади и всех работников, за исключением администрации, передать автозаводу для производства этих автобусов. Госкомитет по промышленности издал соответствующий приказ. Аргумент был такой: распад СССР, неразбериха и отсутствие заказов от Минобороны, – рассказывает Николай Александрович. – Профсоюз выступал против, ведь МЗКТ производил уникальную технику для оборонной промышленности.

В тот вечер Белановский, как всегда, задержался на работе. Сидел злой, в сотый раз перечитывал закон о профсоюзах, перелистывал страницы… И вдруг «Эврика!». Перед глазами всплыла строчка ст.8 «при ликвидации предприятий решение согласовывается с профсоюзами». А ведь согласования-то не было…

– Наши юристы составили иск в Высший хозяйственный суд, я представлял в суде профсоюзы. В итоге мы выиграли процесс. Решение о ликвидации МЗКТ было отменено.

Минский мастер

В октябре 1995-го Николая Алек­сандровича избрали зампредом ФПБ. А в 2001-м решением Президиума Совета Федерации было создано Минское городское объединение профсоюзов. И Белановский его возглавил: на учредительной конференции выбирали из двух кандидатов. Он победил более чем с двукратным перевесом.

По сути, все нужно было начинать с нуля, однако очень скоро в городе появилось много интересных проектов, в том числе конкурс «Минский мастер».

– В 2003-м поехал изучать опыт коллег из Федерации профсоюзов Москвы. Они тогда как раз награждали победителей «Московского мастера», – вспоминает профлидер. – Говорю: хочу такой проект в следующем году запустить у себя. Мне в ответ, не без доли иронии: «Ну-ну, попробуй».

В 2004-м Белановский пригласил москвичей на чествование 21 минского мастера. Конкурс и сегодня пользуется большой популярностью.

– Секрет его успеха прост: проект повышает престиж профессий, которые обеспечивают нашу жизнь. И труд всегда должен быть уважаем, – убежден Николай Белановский.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА