ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
47 2006
19 мая 2022 / Социум

Новаторский ДЕД-сад

Где находятся «Самойловские ясли», знает любой коренной витебчанин. Для детского дошкольного учреждения в центре Витебска этот год особый, юбилейный – 100 лет с открытия. Но не только насыщенным прошлым может гордиться нынешний детский сад № 17 имени Конкордии Самойловой. Как и десятилетиями ранее, здесь и сегодня используются передовые педагогические идеи в воспитании детей.

На руинах гражданской войны

– То, что Витебску необходимо детское дошкольное учреждение, стало очевидно в начале 20-х годов прошлого века, – рассказывает заместитель заведующей по основной деятельности детсада Лариса Макаренко. – Закончилась гражданская война, не хватало продуктов питания. Следствием этого были высокая детская смертность и много беспризорников.

Первые ясли, открытые в мае 1920 года Витебским губернским отделом здравоохранения (Губздравом), не только дали возможность молодым матерям работать и зарабатывать, но и улучшили условия жизни детей послевоенного Витебска. Воспитанников здесь кормили, за их здоровьем следили врачи. Подобных учреждений было немного, и все они сталкивались с нехваткой молока, детской одежды, а главное – педагогических кадров.

– 18 февраля 1922 года открылся Дом матери и ребенка, куда принимали женщин с 8-го месяца беременности и матерей с детьми до 2 месяцев, – рассказывает Лариса Макаренко. – Преемником этого учреждения является наш детский сад № 17.

Разместился он в особняке, конфискованном у помещика Назимова. До мая 1922-го в новом учреждении побывали 4 беременные, 17 кормящих матерей и один круглый сирота. Благодаря работе Дома матери и ребенка существенно снизилось число подкидышей. И все же учреждение пришлось реорганизовать.

Его объединили с существо­вавшими в городе яслями. В бывшем помещичьем особняке могли разместить уже 15 грудных и 25 детей постарше. Воспитанники из семей служащих, рабочих, чернорабочих находились в яслях с 9 утра до 6 вечера, получали завтрак и обед, а ужин забирали домой.

Но финансовое положение оставалось тяжелым: переполненным яслям не хватало денег на инвентарь и белье. При этом сотрудники работали по 15 часов в сутки. Проблему переполнения решили с помощью комиссии, которая обследовала имущественное положение семей, желающих отдать своих детей в ясли. В итоге место в дошкольном учреждении сохранили не за всеми.

В 1925–1926 годах ясли работали с 7.30 до 19.30. Были в режиме дня и интересные моменты. Например, в младшем отделении старших детей купали 1 раз в неделю, грудных – 2 раза. В старшем отделении делали ванны тем, кто не моется дома. С января 1925 года со старшими детьми работали по типу дошкольных учреждений. Этим занималась так называемая «педагогичка», а сестра-воспитательница наблюдала за физическим состоянием детей и приучала их к самостоятельности.

Игрушки в памятнике архитектуры

Узкие крутые лестницы, кованые перила, небольшие комнаты. Сад № 17 по-прежнему расположен в особняке Назимова.

– Сейчас в нашем учреждении 125 детей, несколько лет назад было немного больше, – говорит Лариса Макаренко. – Мы удовлетворяем все заявки – район, в котором находимся, скажем так, не молодой.

Согласно санитарным требованиям на каждого воспитанника в группе должно приходиться определенное количество квадратных метров площади. Кроме особняка, сад занимает еще и соседний некогда жилой дом. Оба здания – памятники архитектуры, поэтому перепланировать их небольшие комнаты нельзя. Здесь даже входные двери меняют только после согласования с главным архитектором города! В итоге из-за «санитарно-архитектурных» ограничений в 8 группах от
12 до 20 воспитанников.

Родители это оценили: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. Вдобавок в саду используют передовой педагогический опыт. В начале 2000-х в работе с детьми стали использовать счетные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, которые тогда считались новаторскими идеями. Постепенно мода поменялась, но в «Самойловских яслях» оценили эффективность пособий и отказываться не собираются. Наоборот, думают над тем, как расширить их использование.

Здесь уже много лет работает разновозрастная группа по системе Марии Монтессори.

– Впервые ее набрали еще в 1999 году. В этой группе находятся дети от 3 до 7 лет. Пополняем ее малышами. Например, двое детей из группы уходят в школу, на их место берут двоих трехлеток, – рассказывает собеседница. – Старшие ребята оберегают младших, учатся заботиться о них. В группе практикуют утренние круги Монтессори, когда ребята делятся друг с другом мыслями и впечатлениями, здесь культивируется самообслуживание. Но самые трогательные моменты – это утренники. Малыши подражают старшим, а те стараются их поддержать.

В группе Монтессори работает старейший педагог сада – Галина Сухомыро. Воспитавшая не одно поколение юных витебчан, она часто принимает гостей: навестить любимого воспитателя приходят уже взрослые люди.

– Всегда стараемся подбирать достойные кадры. Со специальным образованием, а главное – с особым отношением к детям, – говорит Лариса Макаренко. – В штат в этом году приняли четырех выпускниц ВГУ. Я довольна их отношением к делу и надеюсь, девушки останутся у нас надолго.

Администрации приходится решать не только организационные и воспитательные вопросы, но и технические. Поддерживать помещения в порядке непросто: фасадный кирпич нельзя покрасить так, как это делают на новостройках. Создают определенные трудности и 3-метровые потолки. Но, по мере возможности, работы по благоустройству идут постоянно. Например, недавно поменяли мебель в моечных, где трудятся помощники воспитателя.

Городские власти обещали помочь детскому саду № 17 в честь 100-летия – привести здание в полный порядок. Ремонтные работы планируются на теплое время года, а в сентябре старейший детсад города торжественно отметит свой юбилей.

Виктория Дашкевич
Фото автора