ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
46 2005
31 мая 2024 / Земляки

Ощущение музыки

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте из водосточных труб? Нашему герою удалось бы не только сыграть, но и смастерить необычный музыкальный инструмент. В руках гомельчанина Дмитрия Геращенко способны «запеть» жестяные банки, старый карниз, крупы и пуговицы. Мой собеседник является автором проекта по исцеляющей музыке, руководит творческой студией для детей и при этом… ничего не видит.

Проблемы со зрением у Дмитрия были с детства – он различал лишь силуэты. В 5 лет родители подарили сыну маленький аккордеон. Едва мальчишка прикоснулся к клавишам, как ему захотелось научиться играть. Сначала педагоги школы искусств в родных Терешковичах отнеслись к этой идее скептически – навыками обучения незрячих никто из педагогов не обладал. Разрешили лишь посещать занятия в качестве слушателя. Но Дима был настойчив.

– Я часами пробовал играть на всех инструментах. Учителя увидели мое рвение и предложили заниматься, – рассказал он. – Пока обычные ребята корпели над нотной грамотой, я учился по звукам.

Первым педагогом Дмитрия стал Василий Золотарев. После года занятий парень уже выступал на большой сцене Гомельского дворца культуры «Белицкий» и участвовал в конкурсах. Несмотря на успех, история с недоверием повторилась уже в колледже искусств им. Н.Ф. Соколовского. Только усердие юного музыканта помогло ему продолжить обучение. В итоге Дмитрий профессионально овладел игрой на нескольких инструментах и даже освоил дирижирование.

– Мне приходилось упорно бороться, но с Божьей помощью все преграды удалось преодолеть, – отметил собеседник.

Терапия звуками

После колледжа Дмитрий работал аккомпаниатором в художественном коллективе предприятия «Светотехника», пробовал свои силы в актерском мастерстве – долгое время выступал в инклюзивном театре. Сейчас руководит студией «ЛаЛаЛэнд» в Центре инклюзивной культуры, где преподает орф-педагогику, помогая детям с расстройством аутистического спектра постигать музыкальное ремесло.

– Свобода действий – одно из ключевых правил в орф-подходе. На наших занятиях нет строгого плана. Дети слушают музыку, танцуют под нее, поют, отыгрывают мелодии на инструментах. Во время уникальной терапии у ребят поднимается настроение, выплескиваются эмоции, снимается напряжение, – объясняет Дмитрий.

А в свободное время он восстанавливает музыкальные инструменты и мастерит собственные. Материалами для этого служат самые обычные предметы – втулки, пуговицы, жестяные банки, ручка от поломанной швабры и даже старый карниз. В руках мужчины они получают вторую жизнь.

В коллекции мастера уже более 100 уникальных вещей.

В одной тональности

Своей музой и идейным вдохновителем Дмитрий называет супругу Елену. Они познакомились на благотворительном вечере в доме престарелых, куда будущая жена, преподаватель университета, приехала со студентами-волонтерами. Елена проявила инициативу и пригласила Дмитрия на танец.

– Ты пишешь музыку, я пишу песни, как хорошо, что с тобою мы вместе, – с улыбкой подключается к разговору она.

Получился не только семейный, но и творческий тандем. Вместе они придумали программу исцеляющей музыки. Собрали группу музыкантов, подобрали спокойный, расслабляющий репертуар и стали приглашать всех, кто особенно нуждается хотя бы на время расслабиться и ощутить гармонию с собой, – многодетных и воспитывающих детей с инвалидностью.

– Музыка и духовный мир человека тесно взаимосвязаны. Мело­дичные звуки вершат чудеса – приносят в душу человека мир, настраивают на позитив, помогают достичь состояния покоя и умиротворенности, – делится Елена.

– В силах каждого из нас быть счастливым, главное – не опускать руки и не терять веру в себя, – подытожил Дмитрий.

Светлана ВАЩЕНКО, фото автора