Ошибаться разрешается
Найти подход и к одному ребенку непросто. А если их сразу 36? И весь этот детский отряд надо не просто занять, а научить складывать и умножать, читать и писать, запоминать и думать. Причем не через силу, а через интерес. Учителю начальных классов столичной гимназии No 16 Татьяне Царюк этот квест по плечу. В нынешнем году она стала победителем конкурса профмастерства «Минский мастер».
Уроки в формате «4К»
– Свои уроки я строю по принципу «4К» – креативность, критическое мышление, координация и коммуникация, – рассказывает Татьяна. – Для меня важно научить детей отвечать не по шаблону, а выражать свою точку зрения, анализировать информацию. Но главное – я настраиваю их не бояться ошибаться. Бывает, дети так пугаются сделать что-то неправильно, что в итоге не делают ничего. А ведь и ошибаясь, можно расти и становиться лучше.
Справиться с классом, в котором учатся почти 40 мальчишек и девчонок, непросто. Особенно учитывая то, что ребят изначально не сортируют по уровню подготовки, не делят на «гуманитариев» и «технарей», на читающих и тех, кто пока даже не знает букв. Все они попадают в один класс и должны учиться по одной программе. Но Татьяна Царюк заверяет: страхи родителей одаренных детей, что их чаду будет скучно в 1–2-м
классе, совершенно напрасны. Для таких ребят у нее всегда в запасе есть пара-тройка дополнительных заданий со звездочкой.
– У нас в принципе нет неуспешных детей, – уверена педагог. – У каждого мы находим талант. Не даются правила русского языка – идет упор на математику. Не складывается с ней, пробуем школьника в творчестве – он поет на сцене или рисует.
И с детьми, и с родителями
Татьяна преподает в школе уже около 30 лет. За это время многое успело поменяться. Корректировались учебники, система оценок и методы работы, например, к традиционной доске добавилась интерактивная. Но кое-что всегда оставалось неизменным – задача педагога: не только вкладывать в юные головы знания, но и учить их доброму, вечному.
– Тому, что нет плохих и хороших людей – есть плохие и хорошие поступки. И хороший человек может ошибаться, главное – найти мужество признать это. Что любой конфликт нужно решать словом, а не кулаками. Что сильнее и умнее тот, кто уступает. Многие истины дети постигают во время переменок, когда соревнуются в шашках, шахматах или «настолках», – играть нужно по правилам, но порой сложнее не выиграть, а с достоинством проиграть, – поясняет Татьяна.
С детьми трудно, но иногда куда сложнее с их родителями. Пока школьники маленькие, уверена моя собеседница, необходимо действовать в связке ребенок–педагог–родитель.
– Случается, ученик постоянно приходит неподготовленным или с несобранным рюкзаком, а мама объясняет, что таким образом учит его самостоятельности. Но она не вырабатывается по щелчку, ее надо развивать еще до школы. Есть и противоположный вариант, когда родители контролируют каждый шаг ребенка. По итогу тот не может сделать без них самых элементарных вещей. Поэтому важно найти золотую середину, – отмечает Татьяна. – А еще я советую родителям стараться увидеть в своих детях не только продолжение себя, но и отдельных личностей. Не навязывать свои желания и мечты («Я всегда хотела танцевать, но у меня не было возможности, поэтому в танцы пойдет мой ребенок»), а позволять выбирать то, что нравится им самим.
…С Татьяной мы разговаривали в школе во время ее «форточки». Пока была перемена, к нам подбежали две девочки (выпускницы, как позже пояснила мне педагог) и от души обняли свою первую учительницу. Вот так с детской непосредственностью раскинули руки и прижали к себе. Как родного человека, по которому соскучились. Я увидела, как лицо Татьяны озарила улыбка. И мне показалось, что этот жест благодарности для нее не менее (а может, и более) значим, чем победа в конкурсе.
Юлия КУЛИК
Фото предоставлено Татьяной ЦАРЮК