От чертежа до концерта
Балалайка только с виду нехитрый музыкальный инструмент. Однако состоит из сотни деталей, а для ее создания требуются особые сорта древесины. В этом хорошо разбирается пинчанин Руслан Макаревич – единственный в стране мастер по изготовлению и ремонту балалаек и домр.
Технарь с душой музыканта
Руслан Макаревич родился в семье врачей. Казалось бы, жизненный путь предопределен. Но нет, мальчишка прикипел душой к технике благодаря отцу школьного друга, который учил пацанов и удочки делать, и велик чинить.
– Тогда мне казалось, что полученные навыки необходимо превратить в профессию, поэтому после школы подался в институт механизации сельского хозяйства – современный БАТУ, – рассказывает собеседник.
Уже во время учебы он вспомнил еще об одном своем увлечении. В детстве ходил в музыкальную школу, где учился играть на фортепиано, но настоящей его страстью стала балалайка – с ней, говорит, в душе жило постоянное ощущение праздника. В институте его приняли в оркестр народных инструментов, которым руководила студентка консерватории Оксана. Его будущая жена.
Дипломированными специалистами молодая семья приехала в Пинск. Руслана ждала работа на экскаватороремонтном заводе.
– На дворе – сложные девяностые, выжить бы. А я скучал по музыке, – признается собеседник. – Ее все равно в нашей жизни было много – супруга преподавала в музыкальной школе.
Мастерская в квартире
Она же рассказала о проблеме: инструменты порой выходили из строя, а в Беларуси их ремонтом никто не занимался – приходилось ездить в Россию, что было дорого и затратно по времени.
В какой-то момент Руслан задумался: а почему бы ему, человеку с техническим и музыкальным образованием, не попробовать «лечить» струнные. Благо литература на эту тему была. Да и самому представилась возможность раскрыть талант в разных ипостасях: инженера, умеющего выполнить чертеж любой сложности; столяра-краснодеревщика, способного придать своему творению эстетичные формы; человека с хорошим музыкальным слухом, который объективно оценит качество изготовленного инструмента.
И мужчина стал по вечерам засиживаться на кухне со старыми балалайками и домрами. А когда семья с двумя детьми обменяла свою «двушку» на трехкомнатную квартиру, у Руслана появился рабочий кабинет.
Балалайка до Индии доведет
Надо отдать должное настойчивости Макаревича – он активно постигал ремесло, причем не только по книгам. Однажды составил список именитых мастеров и начал ездить к ним за опытом.
В Пинске одно время работала городская мастерская по изготовлению и ремонту музинструментов. Там Руслан Макаревич и познакомился с Николаем Ярмольчуком, который славился изготовлением эксклюзивных электрогитар. Они и сейчас трудятся рука об руку.
Когда местный опыт был досконально изучен, мужчина решил осваивать новые горизонты.
Имя Марка Купфера хорошо известно в среде изготовителей музыкальных инструментов, хотя больше его знают как конструктора, лауреата Ленинской премии. Еще в 1986 году вышла его статья «Слово о балалайке», которая для Руслана Макаревича стала путеводителем в мире ремонта и создания народных инструментов. А потом возникла хоть и шальная, но вполне практичная мысль – а не познакомиться ли лично с живой легендой? И мечта превратилась в реальность. Пинчанин съездил в Москву, где именитый мастер тепло его принял и поделился своими наработками.
– Ничуть не удивлен напористости коллеги, – вступает в разговор Николай Ярмольчук. – Он и в Индию ездил, чтобы договориться о поставках необходимой древесины.
Поющая древесина
В 2018 году Макаревич презентовал собственноручно изготовленные инструменты лично Президенту Беларуси. Это была знаковая встреча, положившая начало процессу возрождения народных инструментов в стране. Накануне студенты музыкальной академии пожаловались Александру Лукашенко, что негде отремонтировать инструменты, а новых отечественных вовсе нет.
После поручения главы государства ситуация изменилась. Правда, на это потребовалось время. И все же в Пинске в колледже строителей появилась столь необходимая мастерская. Вскоре сюда стали обращаться учреждения культуры со всей страны. В год делали примерно 25 новых балалаек и домр, около 30 ремонтировали. Оба процесса непросты. Скажем, балалайка состоит примерно из 100 деталей. Для изготовления корпуса необходима особая древесина. Поначалу пинские мастера пробовали отечественную. Увы, инструменты не звучали должным образом.
– Нужны волнистый клен, канадский кедр, эбен, палисандр, шоколадное дерево че. Ель подходит мелкослойная, а наша быстро растет и не годится для столь тонкой работы, – посвящает в свои секреты мастер, демонстрируя домру из канадского клена с неровной текстурой. После покрытия лаком инструмент переливается различными оттенками.
И еще один аспект важен при изготовлении музыкальных инструментов – настроение. Если его нет, за работу лучше не браться. Два мастера в один голос заверяли, что не будет звучать инструмент, изготовленный без соответствующего настроя. Говорят, доказано опытом.
Галина СТРОЦКАЯ, фото автора
и из открытых интернет-источников