Отпуск не за горами – он в горах
Тянула 18-килограммовый рюкзак, пила растопленный снег и ночевала в палатке: журналист «Беларускага Часу» неделю прожила в горах и сделала несколько серьезных (и не слишком) выводов.
Слова «отпуск» и «теплое море» за последние годы стали для меня синонимами. Схема проста – выбираешь туроператора, страну, платишь деньги и отправляешься в путешествие. Голова не болит ни о билетах, ни о трансфере, ни о гостинице. А уже там, на месте, тебе предложат целый каталог экскурсий и развлечений – от комфортной прогулки на яхте до катания на квадроциклах. Удобно, но приелось. Захотелось совершенно других эмоций. И я решила пожить в горах Приэльбрусья. Причем не в комфортабельной гостинице, а в палатке.
Собраться и потратиться
До этого в походах я была примерно раз – в школьное время. Потому курс молодого туриста нужно было пройти меньше чем за год. Ходила в походы с друзьями по Беларуси, училась ставить палатку, переодеваться в спальнике и умываться одной кружкой воды. Чтобы стать выносливее, добавила силовые и кардиотренировки.
Поэтому вывод первый: обеспеченного мужа стоит искать не среди айтишников, а среди любителей походов. Вторые к тому же выносливые, рукастые и умеют вкусно готовить.
В духе Агаты Кристи
Ехать до первой точки маршрута – Минеральных Вод – предстояло долго: 40 часов на поезде. Из развлечений лишь разговоры, еда, сон и гаджеты, которые требуют зарядки. Но вот досада – на весь вагон только четыре розетки, причем две – у туалетов. Так как вагон у нас прицепной и закрытый, в какой-то момент решаю, что мне нечего бояться за свои вещи. Поэтому со спокойной душой оставляю умные часы в тамбуре, а сама возвращаюсь на свое место. Когда всего через полчаса не нахожу их, даже не паникую. Может, упали? Осматриваю пол – нет. От отчаяния заглядываю в мусорку – там все что угодно, кроме часов.
Расстраиваюсь, но параллельно начинаю чувствовать себя героиней книг Агаты Кристи. Остановок не было. Значит, тот, кто взял мой гаджет, по-прежнему находится в поезде. Но кто? Все вокруг такие доброжелательные!
Сообщаю о своей беде проводнице и тут же вспоминаю, что часы может помочь найти приложение в телефоне. Под стук колес, шум разговоров и без особой надежды запускаю его… и слышу слабый писк. Сначала не верю ушам. Показалось? Нет. Часы настойчиво сигналят – видно, тоже хотят вернуться к хозяйке. «Девушка, в тамбуре какой-то звук», – подсказывает чей-то голос. И правда – они! Видать, мой воришка захотел присвоить дорогой гаджет, а вот как укротить его – не знал. Представляю, как стыдно было бы ему, не успей он избавиться от улик. Спасибо, что в окно не выбросил от страха.
Вывод второй: не берите чужое. И неважно, идет речь о вещах или о чем-то другом.
По рецептам индейцев
Решаю, что счастливый конец этой истории – добрый знак. Наивная. В первый переход по горам попадаю в сильный ливень. Пройти предстояло немного по городским меркам: от поселка Джилы-Су до базового лагеря Эльбруса на поляне Эммануэль меньше 3 километров. Но каких! Подъемы и спуски по скользким камням и размякшей земле. Одна неверная постановка ног – и можно свалиться, хорошо, если не с обрыва. Сложности добавлял и рюкзак весом 18 килограммов. Друзья шутили: зачем столько платьев и косметики в горы взяла? Я им отвечала также полушуткой: это все еда!
Продумать план питания, кстати, оказалось той еще задачей. Жить в горах вне туристического сезона, когда все кафе закрыты и никакая доставка пиццы не доедет, предстояло неделю. Поэтому я фасовала каши, орехи и батончики по пакетам, радуясь, что при повышенной нагрузке можно будет без зазрения совести налегать на калорийные сладости. Многие спрашивали меня: а как же мясо? Что ж, я сама почти по рецепту индейцев приготовила пеммикан (не путать с пеликаном!). Около 10 часов на низкой температуре сушила в духовке нарезанную говядину, затем молола ее в порошок и смешивала с жиром. Считается, полкило такого продукта заменяет почти 20 банок тушенки, а храниться он может до 30 лет! Получилось съедобно, но главное – сытно. Не понравился только счет за электроэнергию.
Впрочем, в первый день насладиться едой мне не удалось: подкосила горная болезнь и весь вечер организм привыкал к новой высоте. Но, невзирая на так себе самочувствие, бесконечный дождь и сложную дорогу, я смотрела на все вокруг и думала: «Вау! Выглядит, как обои на рабочем столе компьютера!»
Вывод третий: надо все же учиться в отпуске отключаться от работы. Тем более, когда она за 2 тысячи километров.
Чай из снега
Наутро почувствовала себя отлично – акклиматизировалась. Пока пили чай, к нам подошел один из спасателей. Ненавязчиво поинтересовался, куда идем и когда планируем вернуться, оценил снаряжение, дал пару советов по маршруту. В конце попросил: «Встретите по пути мужичка в джинсах и кроссовках, передавайте от нас привет. Мы о нем беспокоимся».
Но людей мы видели лишь в районе базового лагеря. Как только отдалились от него, остались наедине с бескрайними просторами.
Хорошему самочувствию радовалась недолго. Буду честна: я переоценила свои физические возможности и недооценила дорогу. Здесь, на высоте, тяжело было идти даже по относительной равнине. Мой пульс (как подсказали найденные часы) подскакивал до 160 ударов в минуту, хотя я плелась медленнее улитки. Особенно тяжело давались перевалы. Сама себя уговаривала: «Еще 10 шагов, и будет маленькая пауза». Вспоминала, как приятно было лежать на пляже и пить коктейль. Но коктейлей на высоте не хотелось – только воды и чая. Поэтому я скептически улыбнулась, когда у места нашей второй ночевки обещанного родника мы не обнаружили – он засох. Будем считать, нам повезло – на высоте 3100 метров лежал снег. Собрали и растопили его. То ли снег был чистый, то ли это сила самовнушения, но никто не отравился.
Кстати, в городе я переживала, что мне будет скучно в тесной палатке: солнце садится ближе к семи, на улице становится темно и холодно. Оказалось, зря. После 8-часовых переходов я хотела только спать. И есть.
Вывод четвертый: иногда что-то (горы, дети, увлечение) может забирать у тебя всю энергию. Но взамен ты обязательно получишь гораздо больше.
* * *
Высшая точка нашего маршрута – штурмовой лагерь Эльбруса. Отсюда, с высоты 3800 метров, альпинисты идут на верх восточной части горы. Обычно здесь многолюдно, шумно и волнительно. Но сейчас тихо. Даже ветер, кажется, замер, чтобы я смогла оценить величие снежной жемчужины Кавказа. Смотрела на два огромных холма и чувствовала, какая я маленькая и при этом – сильная и свободная. Что жизнь – здесь и сейчас, а не потом. Захотелось сказать родным, что люблю их.
Это пятые выводы. Банальные до безобразия, но постоянно забываемые в будничной суете.
А еще появилось желание записаться на тренировку – чтобы в следующий раз задыхаться исключительно от красоты.
Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото предоставлены автором