ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
08 июля 2022 / Перезагрузка

Палитра радости

На стенах квартиры сотрудницы Белагропромбанка Людмилы Степановой висят акварельные натюрморты, пейзажи, написанные маслом, и графические работы, в том числе копии известных гравюр Дюрера. И все это создали руки Людмилы. Свое свободное время жительница Гродно посвящает изобразительному искусству.

– Рисовать я люблю с детства, – признается она. – Даже училась в художественной школе, но окончить ее, к сожалению, не получилось. Я тогда осваивала игру на фортепиано и, будучи старательной девочкой, занималась сутки напролет. Вначале мне удавалось совмещать оба увлечения, но потом все же пришлось сделать выбор. Сейчас я бы отдала предпочтение изобразительному искусству, а в то время казалось правильным окончить музыкальную школу.

Навстречу мечте

Художественные способности, считает Степанова, в их семье передаются по материнской линии. Бабушка Людмилы занималась росписью по стеклу, мать работала архитектором. Такую же профессию выбрала и старшая дочь героини материала. Сама же Людмила получила высшее экономическое образование, но тяга к творчеству с годами у нее не ослабла. Когда родился первый ребенок (в период декретного отпуска), Степанова отучилась на курсах изобразительного искусства. Чуть позже на протяжении нескольких лет занималась у гродненского художника Александра Василевича. Вспоминает, как побывала в Минске на мастер-классе акварелиста Игоря Савы и настолько впечатлилась его работами, что начала писать городские пейзажи.

– Мне очень хотелось получить художественное образование. Однажды я поймала себя на такой мысли: мне уже за 30, время бежит, и если не сейчас, то уже никогда я не воплощу свою мечту, – рассказывает Людмила. – Решила поступить в Гродненский государственный университет им. Я. Купалы на специальность «Графический дизайн». Но на собрании разговорилась с одной из будущих одногруппниц. Та рассказала, что узнавала стоимость обучения в Белорусской государственной академии искусств. Сумма оказалась вполне доступной. И я подумала, что стоит рискнуть, ведь учеба в академии мне всегда казалась чем-то невероятным. Экзамены на тот момент уже закончились, но мне предложили прислать пару своих работ и, посмотрев их, приняли без вступительных испытаний. Я не верила своему счастью!

На крыльях творчества

В отличие от большинства студентов, для которых сессия – это самое трудное время в году, для Людмилы оно было отдыхом. В столицу она летела как на крыльях, с собой привозила десятки работ. Преподаватели шутили, что столько не рисуют даже студенты дневного отделения. Дипломным проектом Степановой стала разработка дизайна для книги Отфрида Пройслера «Крабат, или Легенды старой мельницы». Она создала суперобложку (обложка, надеваемая на переплет или основную обложку. – Прим. авт.), нарисовала иллюстрации.

– Рисование сравнивают с ездой на велосипеде: мол, если научишься, будешь уметь всю жизнь. Но я не согласна с этим утверждением. Без практики рука отвыкает, и, по сути, приходится начинать заново, поэтому я стараюсь не делать длинные перерывы, –
признается героиня статьи. – Работаю в разных техниках, с разными материалами: пробовала уголь, карандаш, мелки, акварель, масло. Больше всего люблю графику. Создала, например, копии работ Дюрера – «Адам и Ева», «Рыцарь, смерть и дьявол». Много портретов, пейзажей, натюрмортов нарисовала
карандашом.

С карандашом в руке

Людмила всегда носит с собой скетчбук. Появляется свободная минутка – делает наброски. Понравившиеся места часто рисует по фотографиям. Красивые пейзажи и интересных героев «подсматривает» на страничках путешественников в приложении «Инстаграм». Там, к примеру, нашла снимок девочки из Тибета. Малышка настолько понравилась, что художница нарисовала ее портрет. Несколько лет назад Людмила была с дочкой в Петербурге и практически не спала во время той поездки: днем гуляли по городу, а ночью она творила.

– Рисую я, как правило, по вечерам в выходные. Устраиваюсь поудобнее на диване, беру планшетку, рядом раскладываю карандаши или акварель. За столом сижу редко, если только нужно изобразить нечто идеально ровное – здание, например, – рассказывает Людмила. – А когда рисую, обязательно слушаю музыку и пою. Не знаю, как это связано, но так всегда лучше получается. Если сделать это увлечение работой, то творчество, думаю, превратится в рутину. Я же хочу сохранить чувство новизны и радости. Пусть это будет удовольствие, а не обязанность.

Елена КАЯЧ
Фото автора