Парашют страховки
Страховка, как запасной парашют, может никогда и не понадобиться, но лучше иметь защитный «зонтик». Корреспондент «Беларускага Часу» узнала у начальника отдела урегулирования убытков по видам имущественного страхования филиала Белгосстраха по Гродненской области Ольги Юречко о самых распространенных страховых случаях, а также о нюансах, которые нужно учесть, чтобы получить выплату.
– Основное, с чем обращаются в наш отдел, – это убытки, нанесенные квартирам, домам и дачам: залитие, пожары, неправомерные действия третьих лиц, – рассказывает Ольга Юречко. – В квартирах, например, нередко царапают входные двери, разбивают стеклопакеты – последнее особенно актуально в новогодние праздники, когда на улице взрывают петарды. В новых домах, закрепляя карнизы и плинтуса, часто повреждают трубы системы отопления и пробивают дыры в стенах.
Как доказать потоп
Когда произошел страховой случай, страхователю нужно: при пожаре позвонить в МЧС, в случае неправомерных действий третьих лиц – в милицию, а если затопили соседи или он сам стал виновником «потопа» – в ЖЭС, ЖСПК или ТС (наступление страхового случая и размер вреда определяются на основании документов компетентных органов). Сразу следует сообщить о случившемся и в страховую компанию. Ее специалист выедет на место, осмотрит повреждения, составит акт осмотра и сделает фото.
– Важный нюанс, о котором часто забывают: правилами страхования предусмотрено, что до составления акта осмотра страхователь должен сохранить поврежденное имущество в том виде, в котором оно оказалось, то есть нельзя что-то убирать или устранять неполадки. Какие-либо вмешательства возможны только в случае, если это согласовано с представителем страховой компании, – обращает внимание Ольга Юречко. – Например, затопили соседи сверху, а в квартире натяжной потолок, и посреди комнаты образовалась огромная водяная «груша». Если она разорвется, вреда будет еще больше. В этом случае мы разрешаем страхователю, предварительно сообщив в ЖЭС, снять натяжной потолок, а после представить подтверждающие документы от организации, которая устраняла повреждения.
«Внутренняя» ответственность
По словам собеседницы, многие, к сожалению, не до конца понимают, за что несут ответственность. Считают, если у них новые квартира и сантехника, которую аккуратно используют, то остальное их не касается. А ведь большинство «потопов» связано именно с протечкой труб или, что самое распространенное, срывом гибких подводок. В них вода находится под напором, поэтому страдают сразу несколько расположенных снизу квартир.
Владельцы уверены, что их вины в этом нет: они же ничего не сделали, произошедшее – форс-мажор! Однако законодательством установлено, что владелец (пользователь) жилого помещения несет ответственность за все оборудование, что находится внутри квартиры: трубы, краны, смесители, стиральные и посудомоечные машины и т.д.
– Есть ряд типичных заблуждений и относительно того, что относится к страховым случаям. Часто в межотопительный период жильцы обращаются в ЖЭС и страховую компанию с заявлением о том, что у них протекает крыша или вода проникает через стены. ЖЭС проводит обследование и устанавливает, что течи нет, а пятна на стенах грибкового происхождения либо это просто сильная сырость, вызванная нарушением вентиляции в квартире, – продолжает Ольга Юречко. – Бывает, в зимний период в результате нагревания батарей, если они внутри стен, меняется цвет обоев – это тоже не страховой случай.
Обязательное и добровольное
Частные дома, в соответствии с Указом Президента № 530 «О страховой деятельности», подлежат обязательному страхованию. Как поясняет специалист, в таком случае строение страхуется на 50% его стоимости и выплата составит только половину причиненного вреда. Чтобы возмещение было в полном объеме, необходимо дополнительно заключать договор добровольного страхования.
– Из-за изменения климатических условий участились страховые случаи, связанные с непогодой. В этому году, например, было множество обращений из-за повреждений кровли сильным ветром. Во время отопительного сезона растет число пожаров от перекала печей (однако наиболее распространенная причина – курение в постели), – отмечает Ольга Юречко. – Не редкость наезды автомобилей на заборы у частных домов, что также относится к страховым случаям, но только по договорам добровольного страхования.
Любимые питомцы
Страхуют жители региона не только жилье и домашнее имущество, но и, например, гаджеты: смартфоны, планшеты, ноутбуки, умные часы и прочее – в практике собеседницы немало случаев, когда они получали повреждения из-за падения или по неосторожности владельцев оказывались в воде.
Набирает популярность страхование животных – если раньше это делали в основном заводчики, то сейчас и обычные горожане. Причем застраховать можно и породистого питомца, и чипированного беспородного.
– Частый пример – лечение у животных инфекций, которые переносят клещи (клещевого энцефалита, бабезиоза и т.д.), – рассказывает Ольга Юречко. – Некоторые ситуации даже сложно представить, пока с ними сам не столкнулся. Расходы на лечение любимых питомцев существенно бьют по карману владельцев, поэтому им и нужна дополнительная поддержка.
Елена КАЯЧ, фото Виталия ГИЛЯ