Пенсию «съели» мыши
Как быть человеку, который собрался на пенсию, но чьи сведения о стаже и зарплате съедены мышами?
Как быть человеку, честно трудившемуся всю жизнь и при выходе на заслуженный отдых узнавшему, что сведения о части стажа и заработной плате… съедены мышами? Грызуны ли виноваты в том, что работник может получить пенсию гораздо меньше, чем заработал?
Трудовая биография пинчанина Юрия Климушко богатая. Мужчина сменил немало мест работы, и так уж вышло, что сейчас далеко не отовсюду получил сведения, подтверждающие и стаж, и размер заработной платы. А это не лучшим образом повлияет на размер будущей пенсии, которую Юрию Павловичу должны начислить уже в начале декабря этого года. В обращении, поступившем от его имени в нашу газету, рассказано о препонах, вставших на пути законных выплат.
«Подземный» стаж завис
Юрий Климушко получил специальность ветфельдшера. После службы в армии перебрался на Пинщину, где трудился сначала в ПТО «Полесье» в должности помощника мастера, а затем подался на Донбасс, где на шахте имени М.И. Калинина почти 9 лет добывал уголь.
– 8 лет, 9 месяцев и 24 дня, – уточняет педантичный собеседник. И с горькой улыбкой добавляет, что такое тонкое дело, как назначение пенсии, требует точности. Сейчас он это понял, а раньше не удосужился даже получить необходимую информацию, из-за чего сам же и пострадал.
Дело в том, что согласно Списку профессий № 1, если у человека есть 5 лет так называемого «подземного» стажа, то можно получить льготную пенсию. Климушко мог воспользоваться этим правом еще в 2012 году, когда ему было 52. Но Юрий Павлович не знал, что белорусское пенсионное законодательство предоставляет такую льготу, и за начислением пенсии не обратился. А поскольку она насчитывается по заявительному принципу, то шахтер утратил шанс получить необходимую выплату. Правда, два года спустя после подсказки знакомых мужчина пошел в отдел кадров УП «Пинскдрев-Адриана», где трудится последние 22 года. На дворе стоял 2014 год, в Донецкой области начались боевые действия, дождаться документов оттуда не представлялось возможным.
Подножки на пенсионном пути
И это была лишь первая подножка на пенсионном пути. Не все просто оказалось и со стажем, заработанным на родине. Вернувшись из Донецка в Пинск, в 1993-м Юрий Климушко поработал некоторое время в ветлечебнице, а затем перешел в МП «Южное» – крупный свинокомплекс. Там он трудился без малого четыре года. Однако при оформлении пенсии оказалось, что в Пинском районном архиве информация о стаже и заработной плате за этот период отсутствует. Вернее, присутствует, но в ненадлежащем виде. Ненадлежащем до такой степени, что предоставить сведения о размере заработка невозможно. Директор архива Наталья Пекун отмечает, что лицевые счета повреждены, текст не читается.
– Документы поступили в архив в неудовлетворительном состоянии: листы порваны, края вытерты, часть бумаг изгрызена мышами. Поэтому предоставить сведения о заработной плате не представляется возможным, – разводит руками Наталья Пекун.
МП «Южное» существовало с 1980 по 2009 год. Там работали несколько сотен людей, так что недобросовестное отношение служб нанимателя к хранению документации создало проблемы не одному человеку. Правда, в Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников леса и природопользования, членом которой вот уже 22 года является Юрий Климушко, считают, что побороться за утерянную в 1993–1996 годах заработную плату все же возможно посредством обращения в суд (стаж за это время подтверждается записью в трудовой книжке). Соглашаются с этим и в управлении по труду, занятости и социальной защите Пинского горисполкома.
– Если у человека более 20 лет трудового и 18,5 года страхового стажа, то у него есть право на пенсию, – информирует заместитель начальника управления Ирина Веренич. – В данной ситуации гражданину есть смысл обратиться в суд и попытаться установить размер заработной платы по его профессии в те годы, когда он работал в МП «Южное». Знаю, что суд восстанавливает необходимые сведения, влияющие на размер пенсии. Это уже апробированная практика, так как на свинокомплексе работало много людей.
Галина СТРОЦКАЯ
Коллаж Татьяны ЧЕРНОЙ