Переломный момент
Героиня публикации в 2003 году получила производственную травму, которая через годы стала причиной инвалидности. Женщина продолжала работать, пока позволяло здоровье, но в итоге ее уволили и тем самым оставили практически без средств к существованию. Однако профсоюз доказал, что у последствий несчастных случаев на производстве нет срока давности.
Ольга Иванова (имя и фамилия изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) работала в строительной организации штукатуром-маляром с 1999 года. В 2003-м получила тяжелую травму – закрытый оскольчатый перелом левого коленного сустава со смещением. Согласно акту о несчастном случае, утрата трудоспособности составила 15%. Женщина перенесла несколько сложных операций, но колено так и не стало до конца разгибаться. Тем не менее работу Ольга не оставила. Но время шло и состояние здоровья ухудшалось. В августе 2022-го медико-реабилитационная экспертная комиссия признала женщину непригодной к работе штукатуром. Вслед за медицинским заключением в феврале этого года последовало увольнение.
– Считаю свое увольнение незаконным, и на то у меня есть все основания, – уверена Ольга Иванова. – Ухудшение здоровья произошло из-за травмы, полученной 20 лет назад. Причиной несчастного случая тогда признали неудовлетворительное содержание нанимателем проходов к рабочим местам, то есть виноват руководитель, а не я. Но об этом забыли и меня уволили. Если бы не помощь со стороны профсоюза, не знаю, что бы делала.
Действительно, когда главный правовой инспектор труда Брестской областной организации профсоюза работников АПК Алина Гумен изучила ситуацию, то не сочла ее безысходной.
– Действующим законодательством, а также Генеральным, отраслевым и областным соглашениями предусмотрены нормы, благодаря которым у пострадавшей имелись все шансы быть восстановленной на работе, а также получить материальную выплату вместе с возмещением морального вреда, причиненного увольнением, – сообщила профсоюзный правовой инспектор.
Согласно ст.285 Трудового кодекса наниматели обязаны создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность вследствие увечья или профзаболевания, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Такое же требование содержится в ст.32 Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
– Я добросовестно отработала в организации 23 года. Из-за нарушения нанимателем норм и правил охраны труда получила травму, стала инвалидом и осталась без работы. Единственным источником моего существования на тот момент была мизерная пенсия по инвалидности, – сокрушается собеседница. – К тому же нарушили мое право на труд. Возникли опасения, что в моем возрасте – а мне два года до пенсии – и по состоянию здоровья будет сложно найти другую работу. Потому решила обратиться в суд.
По ее просьбе Алина Гумен подготовила три исковых заявления в суд: о восстановлении на работе, взыскании единовременной материальной помощи и компенсации морального вреда.
– В итоге по всем трем позициям истица оказалась в выигрыше. Иск о восстановлении на работе был отозван, так как наниматель во внесудебном порядке предоставил женщине работу, которую она может выполнять. По иску о выплате материальной помощи было достигнуто мировое соглашение, и Ольга получит определенную сумму. Еще несколько тысяч ей будут выплачены в качестве компенсации морального вреда, – проинформировала Алина Гумен.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото Виталия ГИЛЯ и носит иллюстративный характер