Переплетение традиций
В руках мастера народных художественных ремесел Ирины Шавельской обычная солома превращается в удивительные вещи. Глядя на них, убеждаешься, что этот материал не зря называют золотом белорусских полей.
В своем творчестве сотрудница отдела этнографии, фольклора и ремесел Гродненского районного культурно-информационного центра использует все его возможности, тонко переплетает прошлое и настоящее.
Увлечение по примеру
В день моего визита героиня с коллегами делали декорации для площадки Гродненского района на областных «Дажынках». Мастерицы недавно закончили многоярусный двухметровый сноп, а теперь доводили до совершенства другие украшения. Ирина Шавельская плела венок, который разместили вокруг главного каравая.
– Организаторы хотели, чтобы в нем не было ничего искусственного. Основа – это колосья, а в качестве акцентов – яблоки, ягоды рябины, листья вишни и веточки черники, – рассказывает Ирина Францевна. – Всегда приятно работать с природными материалами. Наверное, поэтому и занимаюсь соломоплетением.
Любимое дело появилось в ее жизни случайно. По первому образованию Ирина Шавельская бухгалтер. Но в 1990-е, когда она окончила техникум, вакансии по специальности не нашлось. Выпускница устроилась организатором внешкольной работы в восьмилетку деревни Привалки. А спустя три года творческой девушке предложили стать заведующей местного сельского клуба.
– Работников часто отправляли на курсы повышения квалификации. Как-то на эти занятия приехала мастерица из города Ивье Юзефа Старостина. Она постоянно что-то плела из соломки, и я тоже захотела попробовать – попросила показать азы. Вернувшись домой, набрала в библиотеке книг по соломоплетению и погрузилась в новое направление с головой, – вспоминает героиня статьи.
От оберегов до скульптур
Сегодня Ирина Шавельская может сделать из соломки, кажется, всё. Например, у мастерицы есть коллекция традиционных соломенных шляп, причем в нее входят не только брыли (широкополые головные уборы), но и картузы (неформенная фуражка). Когда-то, по словам собеседницы, они были распространены на Гродненщине. Одну из этих работ Ирина Францевна представила на конкурсе-пленэре по соломоплетению недавнего «Анненского кирмаша» и заняла второе место.
Народным традициям она уделяет особое внимание, например, перед Рождеством вместе с учениками делает соломенных пауков – состоящие из множества небольших деталей подвесные конструкции, которые наши предки считали мощным оберегом.
– Вешали их в красном углу, над столом либо детской кроваткой. Считалось, что такой оберег притягивает плохое, поэтому на следующий год паука сжигали и заменяли новым, – объясняет Ирина Шавельская.
Не забывает мастерица и о традициях колядной недели. В ее коллекции есть Вифлеемская звезда, маска козы (которую надевала молодежь, обходя дома), фигурка этого персонажа и ангел. Эту рождественскую серию создала в 2020 году для республиканской выставки народного творчества «Калядныя ўзоры».
– Люблю соломенную пластику (скульптуры. – Прим. авт.). Она дает широкие возможности для самовыражения. Обычно обхожусь без эскизов. Вынашиваю идею в голове, а потом сразу берусь за работу, – продолжает Ирина Францевна. – Сколько времени уходит на одну фигуру, ответить сложно. Я человек увлекающийся: если начинаю что-то, то посвящаю этому каждую свободную минуту. Первую свою скульптуру делала, наверное, около месяца.
Урожай будущих творений
Немало времени и сил занимает заготовка сырья. Выращивает его на даче: небольшой участок засеян рожью (благодаря длинным стеблям эта культура лучше всех подходит для соломоплетения). Урожай мастерица убирает только серпом – чтобы не повредить солому. Потом так же аккуратно формирует пучки, развешивает на просушку, режет на коленца, отбеливает и снова сушит.
– Уборку начинаю в первых числах июля. Молодая солома мягче, поэтому с нею проще работать. К тому же, если она перестоит, то становится серой. А так, когда высохнет, напоминает золото, – увлеченно описывает Ирина Шавельская. – Заготовленного материала хватит лет на пять. Кажется, можно остановиться, но в зависимости от погоды стебли вырастают разными по толщине, длине, цвету – хочется как можно больше вариантов, поэтому сею рожь каждый год.
Помимо ржи, мастерица выращивает лен, а недавно на участке появились еще и сухоцветы. Причина тому – гродненские пасхальные вербы, которыми увлеклась собеседница. Тонкостями создания «пальм» с нею поделилась знаменитая мастерица Доминика Коваленок. Основу верб Ирина Францевна, как требует традиция, делает из сухих цветов и колосков, а потом дополняет украшениями из соломки.
– Уже 12 лет занимаюсь соломоплетением и, на самом деле, понимаю, что только учусь. Столько еще хочется попробовать и сделать! Пока, например, не приходилось заниматься спиральным плетением, которое наши предки использовали для создания различных емкостей. Возможно, в будущем еще к этому приду, – делится на прощание мастерица.
Елена КАЯЧ
Фото автора и из архива Ирины Шавельской