ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
31 мая 2023 / Образование

Перешагнуть языковой барьер

Знание английского сегодня открывает тысячи возможностей. Между тем многие начинают учить его со скрипом, пугаются объема информации и в конце концов бросают. Как все же подружиться с иностранным, поговорили с преподавателем английского, основательницей своей школы в Могилеве Кристиной Марущак.

  • – Кристина Михайловна, как мотивировать современных дошколят и подростков к учебе?

– Прежде всего осознать: нынешние дети привыкли к доступной информации. Теперь вопросы «зачем?» и «почему?» не обязательно задавать родителям и учителям – все ответы есть в интернете. Поэтому функция взрослых изменилась – не надо подавлять авторитетом, заставлять, требовать. Куда эффективнее превратить процесс обучения в игру и заинтересовать ребенка без применения кнута. Вспомните, как нас в свое время муштровали учителя: «Дневник на стол!», «Родителей в школу!», «Оценка на 2 балла ниже за поведение». Ничего, кроме раздражения и страха, такой подход не вызывал.

  • – Значит, вы умеете навести порядок в классе без оценок и дневников?

– Конечно. Свои правила и условия озвучиваю в начале урока. Один из методов: пишу на доске начальные буквы имени каждого ученика и рисую под ними 3 звездочки. Далее говорю ребятам, что за плохое поведение или пассивность стираю по одной звезде. В конце урока тот, у кого осталось 3 звезды, – умница, 2 – молодец, 1 – подумай о том, что было не так, 0 – постарайся в следующий раз. Поверьте, свои звездочки старается сохранить даже самый неусидчивый ребенок.

  • – Прекрасный подход! И все же, как обучать иностранному языку с 4–5 лет? Вряд ли в таком возрасте ребенок сможет высидеть 45 минут урока.

– В 4 года информация воспринимается не как у взрослых. Дошкольников лучше обучать в действии. Смысл такой: новые слова, особенно глаголы, сопровождаются соответствующим жестом или движением. Мы делаем упор на активные уроки: танцуем и поем, устраиваем подвижные игры и тематические вечеринки. Часто те дети, которые не проявляли способностей к изучению языков, показывают хорошие результаты уже спустя 1,5–2 года. Но все-таки независимо от возраста важно соответствие материалов и методов, выбранных для занятий. Хорошо бы при этом учитывать сферы интересов учеников, культурный бэкграунд.

  • – А что скажете родителям, которые задались целью вырастить полиглота? Ребенок еще русский знает недостаточно, в школе начинает изучать белорусский, английский, а его записывают еще и на китайский. Не перебор?

– По поводу школьников беспокоиться не надо. Они способны овладеть и двумя, и тремя иностранными. Любой новый язык гораздо легче учить именно в детстве. Те правила, которые взрослый старательно заучивает, ребенок моментально «поглощает». Да и с дошколенком проблем не будет, если дождаться, когда у него закончится процесс формирования родного языка, то есть появится чистое звукопроизношение и в должной мере связная речь. Поскольку каждый развивается по-разному, каких-то точных временных рамок нет, но я бы советовала не «садить за парту» малыша, пока ему не исполнится хотя бы 3 года.

  • – То есть взрослому или подростку придется сложнее, если появится желание одновременно изучать, например, английский и немецкий?

– Обучаться никогда не поздно, хоть и в 60 лет. Только в каждом возрасте – свои нюансы. Учить параллельно два языка сложно. В каждом из них придется освоить четыре аспекта: чтение, письмо, говорение, слушание. К слову, два последних – самые трудные. Немного проще с языками одной группы – в них много созвучных слов и похожие грамматические конструкции.

  • – Сейчас доступны любые учебники. Какие пособия, по-вашему, лучше помогут развить языковые навыки и подтянуть, к примеру, английский до необходимого уровня?

– Лучший способ – пополнять свою библиотеку литературой, которая издается в странах изучаемого языка. Это доступ к современному и актуальному словарю, а также к новейшим технологиям и приемам в обучении, которые предлагают авторы издательств Cambridge, Pearson, Oxford. Корректно составленный учебник учитывает особенности возраста и развития психики разных категорий учеников. В таких пособиях задания, лексические или грамматические аспекты будут понятны для восприятия.

  • – Если предположить, что всю английскую грамматику можно собрать, составив один текст, полный ярких примеров – от форм глаголов, артиклей, залогов до согласований времен, то какого, по вашему мнению, объема должно быть такое произведение?

– Думаю, если прочесть одну из частей «Гарри Поттера» на языке оригинала, то с вероятностью 99% там найдутся все глагольные формы, артикли, предлоги и времена. Полезно при изучении иностранного использовать аутентичные материалы: газеты, радиоэфиры. Однако не забывайте, что увидеть грамматические конструкции в тексте или услышать их – не значит освоить и уметь использовать в жизни.

  • – Кристина Михайловна, что посоветуете взрослым? Как выработать привычку учить тот же английский и, главное, не потерять к нему интерес?

– Чтобы стремление к изучению не пропадало, надо регулярно подпитывать свой английский практикой, полезными и интересными заданиями. Находите время на прослушивание новостей, просмотр обучающих видео, общение с носителем языка в интернет-приложениях. Введите английский в свою жизнь уже сегодня!

Виктория БОНДАРЧИК
Фото из открытых интернет-источников