ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
27 июня 2024 / Семейный круг

Первоклассная подготовка

Почти каждый вчерашний детсадовец уверен, что будет с удовольствием ходить в школу и старательно учиться. Но уже спустя пару недель ребенок нередко разочаровывается. Детские психологи сходятся во мнении, что причина в его недостаточной личностной готовности к учебе и сложности адаптации. Могут ли родители помочь будущему первокласснику? Об этом поговорили со специалистами в области детской психологии Аллой Спиридоновой и Верой Лобейко.

  • – Некоторые родители связывают успешную адаптацию первоклассника с интеллектуальной подготовкой, считая, что это поможет ребенку ощутить себя лидером. Но существует противоположная точка зрения: мол, в этом случае ему будет скучно. Кто прав?

Вера Лобейко:

Интеллектуальная подготовка к школе нужна. Но не менее важна подготовка личностная. А это набор важных качеств, связанных с формированием внутренней позиции первоклассника.

Первое – это развитие мотивационной готовности или желания учиться. Главное здесь – поощрять у ребенка любознательность, стремление узнавать новое и готовность идти к поставленным целям, преодолевая сложности. Учебная программа детского сада предусматривает с 5-летнего возраста занятия, похожие на мини-уроки. Дети, которые не посещают детсад, в большинстве своем также проходят такую подготовку: сегодня редкие родители не водят их на кружки или в студии.

Второе – формирование эмоцио­нально-волевой готовности. Она предполагает способность проявить усилия, когда скучно усидеть на уроке, сложно решать задачу или не хочется делать упражнение. Это качество лучше развивать не через убеждения и назидания, а через игру. При этом важно поощрять способность малыша преодолевать сложности.

 


Вера ЛОБЕЙКО:
«Интеллектуальная подготовка к школе важна. Но не менее важна подготовка личностная. А это набор важных качеств, связанных с формированием внутренней позиции первоклассника».


 

Следующее – развитие навыков самостоятельности. Комфорт ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он способен сам одеться, поесть, сложить вещи или даже сходить в туалет.

И наконец, коммуникативные навыки. Школа предполагает не только учебу и веселье, но также взаимодействие с учителем и группой детей, где могут быть эмоциональные и психологические сложности, проблемы с общением. Ребенку важно соблюдать иерархию с педагогом, уметь заводить дружеские отношения, разрешать конфликты, быть вежливым и доброжелательным.

  • – Как быть, если основной упор был сделан на интеллектуальную подготовку и ребенок ушел далеко вперед по сравнению со сверстниками?

Вера Лобейко:

Это не проблема для ребят с высокой познавательной активностью. И учитель, и родители могут стимулировать такого ученика выйти на новый уровень, углублять знания.

Алла Спиридонова:

Главное в этом случае не обесценивать актуальность знаний, которые ребенок получает на уроках. И не перегружать его различными хобби. Внешкольные занятия могут сместить акценты и еще сильнее отвлечь развитого первоклассника от учебы в классе.

  • – Можно ли полноценно работать над личностной готовностью, если ребенок воспитывается дома?

Алла Спиридонова:

В этом случае помогут подготовительные курсы, которые для будущих первоклассников организуют при учебных заведениях. Полезны воспоминания родителей о своем школьном опыте, однако важно, чтобы рассказы были реалистичными. Не стоит идеализировать школу. Говорите о том, что там будет интересно, появятся друзья. Однако напоминайте: чтобы стать успешным, придется прикладывать усилия; учительница может быть строгой, а друзья не всегда справедливыми. Здесь также помогут мультфильмы, фильмы и книги. Ребенок часто ассоциирует себя с персонажами, примеряет на себя ситуации. После прочтения или просмотра можно спросить его, как бы он поступил, окажись на месте того или иного героя.

  • – Кстати, о книгах. Как установить разумный баланс для первоклассника между учебником и гаджетом. Стоит ли давать телефон или планшет в школу?

Алла Спиридонова:

Современные дети нередко закачивают на планшет учебники и пособия. Как источник получения информации в школе я считаю это вполне допустимым. Мы живем в технологичном мире, так почему бы электронным устройством не облегчить рюкзак.

В то же время гаджет ассоциируется у ребенка с удовольствием. Исходя из моего опыта работы дефектологом, хочу сказать, что дети младшего возраста, которые не пользуются мобильным телефоном или включают время от времени, выгодно отличаются от сверстников, которые увязли в смартфонах. Причина в том, что гаджеты нацелены на клиповое мышление – быстрые видео, яркие мультфильмы. В результате происходит расфокусировка внимания: ребенку становится сложно сосредоточиться на получении информации.

Вера Лобейко:

Полных запретов быть не должно. Родители всегда могут предложить альтернативу. Если ребенку читают, он видит папу и маму с книгой, то замотивировать его намного проще. Погружение в умеренных дозах в чтение с раннего детства развивает интеллект. А еще такой малыш способен лучше воспринимать услышанное, рассуждать о прочитанном. Это усиливает способность работать с текстами в учебниках, понимать на слух поставленную учителем задачу, делать собственные выводы. Чем раньше родители предоставят ребенку такую альтернативу, тем легче ему будет в школе.

 


Алла СПИРИДОНОВА:
«Невозможно научить, к примеру, коммуникации, задавшись такой целью 28 августа. Поэтому мы бы советовали готовиться заранее, оптимально – с 5 лет».


 

  • – Чтобы подготовка к школе была успешной, как рано нужно ее начинать?

Алла Спиридонова:

Невозможно научить, к примеру, коммуникации, задавшись такой целью 28 августа. Поэтому мы бы советовали готовиться заранее, оптимально – с 5 лет. А чтобы летом перед поступлением в 1-й класс можно было систематизировать навыки, мы составили своего рода программу в виде мотивационного адвент-альбома «Хочу в школу!», где размещены 35 игр и упражнений, на выполнение которых необходимо потратить от 5 до 35 минут.

Вера Лобейко:

Разработать программу помогли опросы в соцсетях, в которых участвовали родители первоклассников – они говорили о своих тревогах, волнениях, о важном для их детей. А мы поделились авторскими разработками, направленными на личностную и мотивационную подготовку ребенка к школе. Интерактивным адвент-альбом делают QR-коды, воспользовавшись которыми дети могут получить сюрпризы.

Но не стоит забывать – это только один из методов подготовки. Чтобы вашему ребенку в школе было действительно комфортно, работать над этим нужно тщательно и системно. Наградой за родительский труд станут отличные оценки и неугасающая мотивация учиться.

Беседовала Виктория ДАШКЕВИЧ
Фото из архива Аллы СПИРИДОНОВОЙ и Веры ЛОБЕЙКО