ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
06 января 2023 / Ценные кадры

Первый пилот

Олег Салтовский в «гражданском» небе почти 35 лет. Он пилот Борта № 1.

Борт № 1 взмывает в небо под командованием Олега Салтовского. Командир авиационного отряда «Белавиа» и шеф-пилот Президента Беларуси за штурвалом воздушных судов уже 35-й год. В свои 55 лет прошел все профессиональные ступени и освоил все типы самолетов, которые есть в авиакомпании. В эксклюзивном интервью «Беларускаму Часу» он рассказал, каким должен быть идеальный пилот, и поделился секретами профессионализма.

Олег Салтовский родом из Кривого Рога. В 120 километрах находилось Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации, и парень мечтал после окончания средней школы поступить именно туда. Отбор был серьезный – принимали всего 50 человек. Сдал экзамены на «отлично» и стал студентом факультета воздушной навигации.

В 1989 году после окончания училища приехал в Минский летный отряд. Заступил на первую должность – штурмана Ту-134. Позже он также «штурмовал» Ту-154, был вторым пилотом Ту-154 и Boeing-737. Затем стал командиром Boeing-737, пилотом-инструктором, заместителем командира эскадрильи. И уже 11 лет возглавляет авиационный отряд «Белавиа».

– Я отвечаю за безопасность полетов, подготовку летного состава и грамотную эксплуатацию авиационной техники, – рассказывает Олег Салтовский. – И чтобы все работало идеально, должен знать каждого из наших 205 пилотов, как своих детей, учитывать их способности. У нас действует принцип «Перед штурвалом все равны». Поэтому без исключения каждый пилот должен держать себя в профессиональном и физическом тонусе. Так что все, в том числе и я, проходим тренажерную подготовку с инструкторами. Также я выполняю полеты в качестве капитана и инструктора на нескольких типах воздушных кораблей: Борт № 1 Boeing-767, Boeing-737 и Embraer-175 и 195.

Статный, обаятельный и уверенный в себе Олег Юрьевич проводит экскурсию по подразделению авиаотряда «Белавиа» в Национальном аэропорту Минск. Техническое оснащение впечатляет и отвечает мировым стандартам. Здесь созданы замечательные условия для труда и оттачивания профессиональных навыков. Чувствуется, что о работниках заботятся и думают о будущем.

Без стереотипов

Полеты в Москву дважды в день, длительная командировка в Дубай или занятия на авиатренажере… График работы имеет рваный ритм, и выдержать такое не каждый сможет. Средний возраст пилотов в «Белавиа» порядка 42 лет. Олег Салтовский уверен: чтобы стать хорошим летчиком, нужно в первую очередь четко выполнять рабочие обязанности, а высший профессионализм придет со временем. Для этого необходимо много тренироваться. И те, кто будет делать это регулярно, даже если у них нет особого таланта, быстрее достигнут результата и дольше удержатся «на высоте».

– Пилот должен быть готов в любой момент принять взвешенное решение и использовать отведенное время по максимуму, – считает шеф-пилот «Белавиа». – Вся авиакомпания, и в частности командир корабля, работает на каждого пассажира, который доверяет нам свою жизнь. Поэтому подготовка специалистов направлена на то, чтобы они умели правильно сработать в нештатной ситуации. Недавно во время взлета в двигатель самолета попала стая птиц, и наш командир воздушного судна полет прекратил – тем самым спас жизни людей. Профессионализм ведь любит тишину: нужно спокойно выполнять свое дело, и все получится.

Чтобы быть в форме, сам Олег Юрьевич занимается физкультурой (особенно любит подтягивания), ходьбой, ездой на велосипеде и даже зимой отправляется в походы. Он также соблюдает режим дня и старается не переедать. На рабочем столе у командира авиаотряда замечаем томик Эдуарда Асадова.

– Важно читать бумажные книги и развивать мозг, – признался наш герой. – Недавно перечитывал «Историю государства Российского» Карамзина с мелким ортопедическим шрифтом. А еще совсем не пользуюсь калькулятором и все считаю в уме.

На Борту No 1 и не только

Более 10 лет назад Олег Салтовский в Туркменистане принял в эксплуатацию самолет Boeing-767, которому было суждено стать «президентским». На нем Александр Лукашенко совершает полеты по государственным делам в другие страны. И на протяжении этих лет шеф-пилот управляет самолетом на всех вылетах, не пропуская ни единого. Лишь в день своего знакового юбилея попросил выходной.

– Я горжусь тем, что в авиационном отряде «Белавиа» каждый из пилотов может выполнить рейс любой сложности, – отметил Олег Салтовский. – Все они имеют достаточный уровень подготовки и в какой бы то ни было ситуации могут сделать свое обычное дело – безопасно доставить пассажиров в нужное место.

Командир авиационного отряда признается, что для профессиональной работы у сотрудников «Белавиа» есть все необходимое. Авиакомпания имеет отличную инфраструктуру и авиационную технику, сотрудники обеспечены хорошей формой, а пилоты могут оттачивать навыки на авиатренажерах сколько угодно. И новые условия работы, связанные с западными санкциями, только подогревают интерес.

– Сейчас бескрайнее море возможностей и есть потенциал, чтобы занять в мире достойную нишу, – уверен шеф-пилот «Белавиа». – У нас солидная работа, зарплата за последние два года поднималась 4 раза. Руководство авиакомпании со своими сотрудниками на одной волне. Полеты переориентировались на восточное, юго-восточное и азиатское направления. Хотя маршрутные линии возросли (5–6 часов в одну сторону в Турцию, Египет, Арабские Эмираты), при этом везде членам экипажа предоставляется своевременный отдых, питание, размещение.

У Олега Юрьевича большая семья: четверо детей и четырехлетняя внучка. Кстати, с супругой Еленой познакомился в небе. Она 25 лет работала стюардессой и сейчас находится на заслуженном отдыхе.

Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ