ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
25 номер

Пинские спички и пароходы

От кленовых сапожных гвоздей и серных спичек до строительства пароходов. Именно так развивалась промышленность в первой половине XIX века в Пинске – городе, который уже тогда слыл столицей Полесья. Здесь жили и работали известные промышленники Гальперин и Лурье. С именем одного из представителей династии Лурье связаны изобретение и выпуск в 1890-х годах новой марки клееной фанеры.

Город меда, хлеба и сала

В первой половине XIX столетия в Пинске насчитывалось 22 фабрики и завода, в том числе 3 лесопильных производства и завод сухой перегонки леса. Набирали обороты спичечная фабрика и завод сапожных гвоздей.

Но рулила пищевая промышленность – мукомольная мельница, маслобойный завод и 4 пивоваренных. Однако больше всего полешуки, видимо, любили мед – в Пинске работали сразу 5 медоваренных заводов.

Что не съедали сами, реализовывали на 6 ежегодных городских ярмарках. Причем особой популярностью у приезжих пользовались хлеб и сало. Востребованным был и лес. В Пинске еще в 1880-х годах существовало несколько предприятий, которые использовали как пиломатериалы, так и отходы от деревообработки. Именно эти производства и считаются прародителями одного из крупнейших в Европе деревообрабатывающего холдинга – ЗАО «Пинскдрев».

«Фанерный» Лурье

Фамилия Лурье широко известна в Пинске. Представители четырех поколений этого рода много сделали для развития города.

Все началось с того, что Хая Левина – дочь небедного пинского торговца лесом – удачно вышла замуж за состоятельного еврея из Могилева Арона Лурье. Слияние двух капиталов и деловая хватка членов семейств позволили осуществить ряд грандиозных для того времени проектов. К примеру, созданное Моисеем и Давидом Лурье (сыновьями Хаи и Арона) коммерческое предприятие «Торговый дом «Братья Лурье и Ко» успешно торговало хлебом, салом и лесом, было широко известно за границей, имело многомиллионные обороты. Братья возвели маслобойню и мельницу, в 1880 году открыли фабрику по производству сапожных гвоздей из клена. Моисей первым в округе начал заниматься развитием пароходства, благодаря чему началась активная торговля продовольствием и лесом с Киевом и прибалтийскими странами.

Еще один представитель рода Григорий Лурье в 1886 году основал химическую фабрику, на которой работал Хаим Вейцман – будущий первый президент Израиля.

На нынешней улице Чуклая (в то время Водопроводной) находится еще одно старинное предприятие – бывшая фанерная фабрика Лурье. Ее история началась в 1880 году как фабрики гвоздей и сапожных шпилек. Занимались этим бизнесом уже внуки пинских фабрикантов – Александр и Леопольд. Именно Александр Лурье обрел наибольшую известность в деловой среде того периода. Он реорганизовал отцовский бизнес и в новых корпусах шпилечной фабрики начал производство фанеры.

В 1896 году на главном смотре инновационных достижений Российской империи – Всероссийской промышленной выставке пинская фанера удостоилась бронзовой медали. Через год Александра почтили и личной наградой – золотой медалью «За усердие». Вскоре Лурье стали монополистами в сфере фанерного производства в огромной Российской империи. Александр изобрел клееную фанеру марки «Tobal», которая произвела настоящий фурор в мебельной и строительной промышленности. На фанерной и шпилечной фабриках братьев работали на тот момент 460 человек.

По воде до Киева

ОАО «Пинский ордена «Знак Почета» судостроительно-судоремонтный завод» – одно из старейших предприятий города и отрасли. Здесь построено более 2000 судов, которые ходили и ходят по рекам Европы и Сибири, бороздят водные просторы Тихого и Атлантического океанов.

В XIX веке деловые люди понимали, что без развития водного транспорта не обойтись, ведь в болотистом полесском крае сеть железных дорог была мало развита и не удовлетворяла потребности промышленников, аграриев, торговцев. В итоге в 1885-м здесь появился пароходостроительный завод. К концу XIX века на нем работали более 300 человек, однако материальная база была слабой, продукции выпускалось мало, больше занимались ремонтом судов.

Первая мировая война усугубила ситуацию – имущество предприятия оказалось почти полностью разграблено, здания разрушены. С 1920 года, когда Пинск отошел к Польше, и до воссоединения Западной и Восточной Белоруссии на месте завода работали лишь ремонтные мастерские. В 1939 году в городе создается Западное пароходство, перевозки по Припяти и Днепровско-Бугскому каналу растут, потребность в судах и качественном ремонте также возрастает. И на месте мастерских строят два новых цеха. На горизонте маячит заманчивая перспектива роста.

Но грянула Великая Отечественная война, с первых дней Пинск был оккупирован. Захватчики затопили большую часть попавших в их руки судов. После освобождения города военный восстановительный отряд занялся их подъемом. Вернули к жизни и некоторые цеха мастерских, которые в 1947 году переименовали в судоремонтный завод. Вскоре предприятие занялось и судостроением. К 1951-му завод сумел вернуться к довоенному уровню производства, на нем работали более 500 человек.

В 50-х годах прошлого столетия предприятие строило самоходные и грузовые теплоходы, буксирные суда и иной водный транспорт. За четверть века здесь спустили на воду более 600 судов, 3 плавучих дока, 7 паромных переправ.

Впоследствии завод активно выполнял заказы для Березовской ГРЭС, ОАО «Амкодор», изготавливал металлоконструкции для таких крупных проектов, как строительство Дворца спорта «Виктория» и гребного канала в Бресте, выполнял ремонт двигателей судов из Литвы, Польши, Молдовы и других стран.

Именно на этом предприятии изготовили необычный заказ – установленный на трассе М1, на границе Брестской и Минской областей, памятный знак «Зубр». Его уникальность в гигантских размерах: 28 метров в длину, 20 – в высоту и вес 70 тонн. Перевезти целиком такую махину более чем за 200 км не могли, поэтому зготавливали и транспортировали зубра по частям, а собирали на месте. Любопытно, что на изготовление заказа отвели всего 40 дней, чтобы успеть к «Дожинкам» 2003 года. Заводчане успешно справились. Предприятие, которому 136 лет, работает и сегодня.

Галина СТРОЦКАЯ

Фото из открытых интернет-источников

Материал полностью читайте в печатной или электронной версии № 45 от 12.11.2021 г.