ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995

Плачущие камни

Война пришла в Ивье 29 июня 1941-го. Спустя три года из 3 тыс. евреев здесь осталось в живых немногим более сотни.

В некогда мирное белорусское местечко Ивье война пришла 29 июня 1941-го. В первые дни фашистской оккупации местные жители до конца не осознавали, через какие страшные испытания им предстоит пройти. К моменту освобождения из трех тысяч ивьевских евреев в живых осталось немногим более сотни. А участь Хатыни разделили более 50 окрестных деревень. О трагедиях, произошедших на Ивьевщине 80 лет назад, сегодня напоминают почти четыре десятка захоронений бойцов Красной Армии, партизан и жертв войны. Историю двух из них рассказываем сегодня.

Стоневичи

Это сегодня Ивье пусть и небольшой, но город. Старинное поселение, первое упоминание о котором относится к 1394 году, обрело новый статус только в 2000 году. Однако на неспешное течение жизни это мало повлияло. Люди по-прежнему приветливы и доброжелательны, все знают друг друга, а потому «здравствуйте» и «добрый день» можно услышать гораздо чаще, нежели в больших городах.

– Наша земля всегда отличалась тем, что на протяжении столетий здесь мирно жили представители четырех конфессий, – говорит главный хранитель фондов Ивьевского музея национальных культур Марина Позняк. – Белорусы – католики и православные, татары, исповедующие ислам, и иудеи.

Как и во многих белорусских местечках того времени, евреи были большей частью местного населения и составляли три четверти жителей Ивья. Здесь были своя синагога, торговая еврейская улица, на которой предприимчивые домовладельцы открывали лавочки и мастерские. В общей сложности до революции зажиточным евреям в местечке принадлежали 150 домов.

К сожалению, до наших дней еврейская культура Ивья дошла лишь как часть экспозиции в местном музее национальных культур. О прошлом напоминают также сохранившиеся здания бывшей синагоги, фрагменты каменной ограды еврейского кладбища и характерная для штетла (небольшое еврейское поселение полугородского типа. – Прим. авт.) застройка конца XIX – начала XX века в центре города.

– Из трех тысяч евреев, живших здесь до войны, к моменту освобождения Беларуси в живых осталось 130 человек, – приводит ужасающую статистику Марина Позняк.

Реализуя свой изуверский план по «окончательному решению еврейского вопроса», первую массовую акцию уничтожения гитлеровские оккупанты учинили уже 2 августа 1941 года – расстреляли 220 человек. Но даже тех, кого в тот день смерть обошла стороной, фашисты обрекли на муки и издевательства.

– Людей выгоняли на улицы и заставляли голыми руками вычищать песок из брусчатки, они вручную носили из леса тяжелые бревна, – Марина Позняк приводит факты из воспоминаний очевидцев, которые были в свое время задокументированы и сегодня хранятся в ивьевском музее. – А в один из дней гитлеровцы даже приказали еврейским мужчинам притянуть из Юратишек, а это 14 километров, подбитый советский танк. Двое суток 500 человек волокли на веревках эту железную громадину из последних сил.

Гетто, куда фашисты согнали еврейское население со всей округи, было огорожено забором из колючей проволоки. Его обитателям под угрозой смерти запретили курить, употреблять алкоголь, жениться, есть мясо, масло и яйца, принимать у себя родственников. Из-за перенаселенности, голода и отсутствия гигиены люди стали болеть цингой и тифом.

12 мая 1942 года стало самым страшным днем в истории Ивья, когда поселок одномоментно лишился большинства жителей – женщин, стариков и детей. Около 5 тысяч человек вывели из гетто на центральную площадь, где им было объявлено, что все они будут наказаны якобы за кражу оружия в Лидском немецком гарнизоне. Из общей массы ни в чем не повинных мирных жителей отобрали молодых и здоровых – тех, кто, по мнению фашистской администрации, мог принести пользу «третьему рейху». Остальных – две с половиной тысячи – повели в урочище близ деревни Стоневичи, что в двух километрах от Ивья.

Людей расстреливали с немецкой педантичностью, разделив на группы по 20–25 человек. На детей пули не тратили, малышей бросали в подготовленные траншеи живьем.

– Когда я читала воспоминания тех, кто выжил в той бойне, просто ужас охватывал, – не скрывает эмоций Марина Позняк. – Прямо возле ям, куда сбрасывали тела несчастных, был накрыт стол и в перерывах каратели выпивали и закусывали.

Как рассказывал впоследствии Михаил Меломед, один из тех, кому удалось избежать мученической смерти в тот страшный день, ямы засыпали известью, но в них было еще много живых людей. Они просили о помощи. Местные жители говорили, что земля в том месте шевелилась еще несколько дней.

В 1957 году на месте захоронения узников гетто была установлена стела, а в 1987-м создан мемориальный комплекс «Стоневичи». Сегодня он состоит из двух могил и стены плача, на которой высечены слова поэта Арона Вергелиса: «В мертвом лесу, упираясь взором, стоят плачущие камни».

Ежегодно 12 мая в мемориальном комплексе проходят траурные мероприятия, посвященные скорбной дате. Почтить память погибших сюда приезжают люди из многих стран мира, чьи родственники нашли последний приют в Стоневичском лесу.

Ятолтовичи

22 февраля 1943 года – еще одна печальная дата, вошедшая в историю Ивьевщины. Этот день стал роковым в жизни небольшой деревушки Ятолтовичи.

– Она разделила судьбу Хатыни, – рассказывает завсектором идеологической работы и по делам молодежи Ивьевского райисполкома Ольга Борко. – Но, в отличие от своей сестры на Минщине, возродилась из пепла в буквальном смысле слова.

Карательная акция в Ятолтовичах стала местью оккупантов жителям, поддерживавшим партизан. Накануне трагедии 19 февраля на трассе Юратишки – Ивье народные мстители обстреляли вражескую автоколонну и убили 30 немецких солдат. Бой был тяжелым. Оставшиеся в живых немцы вынуждены были отступить. Конечно же, местные понимали, что гитлеровцы это так не оставят, но на дворе стоял лютый февраль и многим просто некуда было идти.

– Фашисты пришли в деревню утром, – описывает события того холодного зимнего дня Ольга Борко. – Жителям было велено явиться якобы на собрание. А дальше ничего не подозревавших людей согнали в сарай, стоявший на краю села, и подожгли.

Люди пытались спастись от неминуемой гибели. Но автоматные очереди и тяжелые приклады настигали их быстрее, чем они могли укрыться. Одна из женщин спрятала своих детей под печкой, думая, что таким образом ребятишкам удастся остаться в живых. Но каратели обнаружили их. Старших расстреляли из автоматов, а малышей бросили живыми в огонь. Позже жители близлежащих деревень вспоминали, что крики и плач были слышны далеко от Ятолтовичей, а черный дым долго висел над остовами догоравших деревянных хат.

Сегодня на месте сожжения 96 сельчан установлен мемориальный знак. У его подножия – мраморные плиты с именами погибших жителей. Почтить их память сюда приходит в том числе ныне живущее поколение ятолтовичан, у многих из которых тем февральским утром в огне погибли родные и близкие.

Юлия ФЕДОТОВА
Фото Валерия КАРТУЛЯ