ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
02 августа 2024 / Ценные кадры

По железному пути

Многим из нас любопытно посмотреть на мир из кабины машиниста поезда. Но узнать о нюансах профессии из первых уст – не менее интересно. Евгений Луговцов из локомотивного депо Могилев управляет дизель-поездом почти 20 лет. Но рутины в своей работе он не замечает. Говорит, в ней полно романтики.

– Предсказуемость – это не о железной дороге, – улыбается мой собеседник. – Ты всегда знаешь, в какую сторону тебе ехать, но понимаешь, что обстоятельства, погода, пассажиры – разные.

Место – в «голове»

Евгений Борисович – железнодорожник в четвертом поколении. Однако изначально для себя выбрал профессию сварщика. Впрочем, отучившись, быстро заскучал. Тогда отец и напомнил: «Не стоит отрываться от семьи, ведь у нас династия!» Ее основателем у Луговцовых считают Стефана. Прадед Евгения начинал кочегаром на паровозе и достаточно быстро дорос до машиниста.

– С железной дорогой связали свою жизнь и родители моего папы: его отец Виктор водил составы, а мать Таисия была бухгалтером в отделении, – продолжает Евгений Луговцов. – На пенсию их сын Борис (мой отец), который управлял грузовыми тепловозами, ушел с должности дежурного по депо. Ну а я начинал слесарем, затем окончил курсы повышения квалификации и помощником машиниста долго отъездил на товарных составах. Именно тогда настолько проникся этим делом, что для себя решил: свое рабочее место в голове поезда не поменяю ни на какое другое.

Начальство оценило такое рвение и быстро повысило Луговцова до машиниста дизель-поезда – на региональных пассажирских перевозках его ответственность значительно возросла. А в начале 2000-х Евгений с напарником колесили по БелЖД до тех станций, куда доставали «плечи».

– По нашей терминологии – это расстояние между пунктом погрузки продукции и местом выгрузки, – объясняет он. – Витебск, Орша, Осиповичи, Кричев – возили калийные удобрения, дерево, БелАЗы и тракторы из Гомеля. Смены мигом пролетали. Часто в долгом пути с более опытным коллегой обсуждали, что будем делать в той или иной внештатной ситуации. К примеру, не запускается задняя секция – какие мои действия? Машинист Александр Просолович щедро делился знаниями: учил меня обращаться с бортовым журналом, в который вносится история ремонта, технического обслуживания, эксплуатации локомотива, а еще с радиостанцией. Именно по ней мы переговариваемся между собой, с дежурными по станции, поездным диспетчером.

Бумеранг добра

Сюрпризов разного рода в пути хватает. Достаточно вспомнить прошедший июль со шквалистыми ветрами, когда на всем Жлобинском направлении на железнодорожных путях лежал бурелом.

– Нам приходилось останавливаться и даже при помощи пассажиров расчищать дорогу, – признается машинист. – Тревожное это занятие, если учесть, что время в пути нормированное и поезд не должен опаздывать.

А вообще, быть в ответе за вагоны с сотнями людей – работа не для слабонервных. Именно поэтому напарников для машинистов подбирают психологи, а перед рейсом каждая бригада проходит медосмотр, обследование с алкотестером, подробный инструктаж. И обыватели ошибаются, если думают, что текст инструкций одинаковый. Недаром профессионалы считают «железку» живым организмом – на ней всегда что-то происходит: то ремонт, то стройка.

Скоростной путь тоже изменчив, потому как локомотивы совершенствуются из года в год. Технический прогресс сделал поезда маневреннее, проще в управлении, быстрее. Но лосей, по словам Луговцова, никто не отменял: дикие животные стоят и долго думают, прежде чем сойти с путей. Никуда не исчезли и подростки, которые гуляют в наушниках по железной дороге и не слышат, как им в спину сигналит движущийся поезд. В таких случаях машинисты применяют служебное или экстренное торможение. А иногда в обход инструкции помощник машиниста подсаживает в вагон бабулю-дачницу, которая замешкалась и не успевает загрузить свою тяжелую поклажу.

– Ждем бегущих по перрону опоздавших, вызываем пассажирам скорую помощь, если кому-то вдруг стало плохо, – говорит о трудовых буднях Евгений Борисович. – Вот такой бумеранг добра – в нашей профессии без эмпатии и человечности никак. А время в пути всегда можно нагнать, главное, чтобы люди были в безопасности и ехали с комфортом.

О своем любимом дизеле машинист рассказывает с большим трепетом: 5-вагонный красавец голубого цвета под номером 258А ни разу не подвел – надежная многотонная машина.

– Управляю поездом и радуюсь возможности увидеть новые места, – делится впечатлениями собеседник. – Как заядлый рыбак, проезжая мимо водохранилища Рудея в Чаусском районе, всегда обращаю внимание, есть ли на озере рябь, сколько человек с удочками собралось? А еще из моего окна в кабине открываются потрясающие панорамные пейзажи – туманные рассветы и багровые закаты… Как-то привел к себе на работу своего младшего сына, устроил для него экскурсию и увидел блеск в глазах ребенка. В тот момент понял: династия Луговцовых вряд ли прервется. По крайней мере, мне этого очень хочется.

Виктория БОНДАРЧИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ