Побег в семью
Годы Великой Отечественной войны стали для белорусов большим испытанием не только на стойкость и мужество, но и на человечность. Когда, рискуя собой и родными, старались помочь совершенно незнакомым людям. Был такой случай и в семейной истории председателя профкома лидского ОАО «СМТ-19» Елены Солуяновой.
– Когда началась война, моей прабабушке Марии Якубовской был 61 год. С ней жили сын Леопольд и его жена Владислава. Дом семьи располагался на улице Ленинской, примерно там, где сейчас развилка дороги к путепроводу, – описывает Елена Солуянова. – Уже в начале осени 1941-го немцы создали в Лиде гетто, куда согнали евреев города и ближайших местечек. С первых дней фашисты проводили расстрелы, которые становились все более и более массовыми.
Достаточно сказать, что только за один день – 8 мая 1942 года – было уничтожено около 6 тысяч человек, в том числе старики и дети. По словам собеседницы, обреченных людей вели к месту казни по улице Ленинской, и однажды кто-то незаметно вытолкнул из колонны мальчика. Так 12-летний Феликс оказался во дворе дома № 36, в котором жили Якубовские. Маленькому беглецу Мария Рейновна решила помочь.
– Семья прятала его у себя более двух лет – с мая 1942-го и до освобождения Лиды в июле 1944 года. Сперва на чердаке (поскольку очень боялись облавы), но позже в доме. Относились к мальчику как к своему ребенку, – замечает Елена Мечиславовна. – После войны родственники Феликса забрали его. В начале 1990-х уже в пожилом возрасте он приезжал в Лиду, чтобы пообщаться с людьми, которые спасли ему жизнь, и чтобы еще раз увидеть эти места.
К тому времени прабабушки и бабушки Елены Солуяновой уже не было в живых. Дом на улице Ленинской снесли ради строительства современного микрорайона. Особо ни на что не надеясь, мужчина зашел в расположенное неподалеку педагогическое училище. Стал расспрашивать о Якубовских. И каково же было его изумление, когда узнал, что там преподает физкультуру Мечислав Якубовский – старший сын Леопольда и Владиславы! Так волею случая Феликс нашел кого-то из своей второй семьи.
– После он уже не возвращался в Лиду, но созванивался с папой и дядей Владиславом, пока в середине 1990-х не ушел из жизни, – рассказывает Елена Солуянова. – К сожалению, мне с ним встретиться не довелось. Однако историю еврейского мальчика, спасенного во время войны, знаю со школьных лет. Когда-то накануне 9 Мая мне рассказал ее отец, и после мы еще не раз возвращались к тем событиям. Горжусь смелым и милосердным поступком своей семьи.
Елена КАЯЧ, фото из архива Елены СОЛУЯНОВОЙ