ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
4 номер

Почему молчит Аня

Ребенок в 3 года не заговорил – сегодня это норма? Разбираемся вместе с логопедом.

В последние несколько лет сложился стереотип, что неговорящий в 3 года ребенок – вариант нормы. Если немного подождать, то речь появится. Это заблуждение.

О том, как с помощью упражнений и подвижных игр помочь ребенку общаться, беседуем с логопедом и дефектологом одного из могилевских центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Екатериной Савицкой.

  • – Катя. Ведь и ученики называют вас просто по имени?

– Да. Прежде всего становлюсь для детей другом, а как расположу ребенка к занятиям, так и процесс обучения идет быстрее. А вообще, приятно, когда неговорящий ребенок спустя пару-тройку месяцев речевых тренировок называет меня Катей, хотя до этого не произносил даже своего имени.

  • – Неужели все дети легко идут на контакт? Или у вас свои методы?

– Все разные. Один с интересом наблюдает за атмосферой в кабинете логопеда, а в планы другого обучение не входит. Помню мальчишку, с которым мы начинали заниматься буквально из-под стола. Надув щеки, он сидел там и не желал вылезать. Что делать? Пришлось стать «маленькой»: сама с собой играла с машинками настолько забавно, что малыш не выдержал, составил компанию. Кстати, на заметку родителям: если ребенок не желает заниматься, никогда не прибегайте к упрекам и принуждению, лучше сделайте вид, что вам и без него интересно с игрушками. Еще ни один не смог такого выдержать и остаться в стороне.

  • – То есть детям необходимо лишь внимание? Мне кажется, современные родители намного больше уделяют времени своим малышам, чем это делали наши мамы и бабушки, которые с утра до ночи пропадали на работе.

– Обожаю вспоминать советское детство. В наше время было намного больше полезных занятий. Мы бегали во дворе, мастерили шалаши, играли в мяч и общались со сверстниками. Были заняты руки, ноги, а главное – головы. Мы же постоянно что-то выдумывали, фантазировали, творили. А сейчас, даже если с малышом рядом мама, чаще каждый из них уткнулся носом в свой мобильник. Такие реалии привели к тому, что у детей все чаще нарушен навык коммуникации. И они, к сожалению, перестали заниматься творчеством. Часто слышу от мам жалобы, что дитя измажет дом красками, если позволить ему везде рисовать. А ведь ребенок всегда отталкивается от своих эмоций и ощущений. И чтобы необходимые рецепторы включить в работу, надо погрызть, пощупать и даже с ног до ушей измазаться кашей. В таком случае малыш приобретает много навыков, развивается, у него формируются новые нейронные связи. Так что выбор за родителями: либо чистый ламинат и красивые обои, либо полноценно развитый ребенок с фантазией и незаурядными творческими проявлениями.

  • – Так что, во всем виноват научно-технический прогресс?

– В том числе. Хотя причин тому, что ребенок молчит, множество. К примеру, повреждения головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции – подобные отклонения сразу диагностируются. С такими пациентами работают неврологи, психологи и логопеды. Однако есть и дети, родившиеся абсолютно здоровыми, но из-за ошибок в обучении у них начинается задержка речевого развития. Основная причина – чрезмерное увлечение телевизором, планшетом, телефоном. У ребят, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но собственная, активная, не формируется. Чтобы малыш начал говорить, нужно больше общаться с ним, самим читать сказки, петь
колыбельные.

  • – Трудно представить, как можно молчать с маленьким ребенком. Ему же вечно необходимо то поесть, то попить, то поиграть.

– Вот именно, что большинство современных семей ограничили воспитание лишь уходом и досмотром: одет, сыт, и достаточно. В моей практике был случай: обратилась мама 6-летнего мальчика, который не говорил ни слова. И как только мы остались с ним вдвоем в кабинете, он начал со мной шептаться. Выяснилось, что малыш с мамой живут в деревенском доме, где с его рождения царит тишина. Ну не любит мама шума. В детский сад ребенок не ходил, потому как часто болел. Других родных рядом нет. Получается, мальчик вырос в безречевой среде. Слуховой анализатор не работает.

  • – Проще говоря, нужен баланс: и пошуметь, и помолчать?

– А еще попрыгать и побегать, ведь основа формирования речи – активные игры. Такие упражнения в сочетании с речью координируют движения ребенка, развивают слуховое, зрительное, пространственное восприятие. Например, чтение стихов при выполнении физических упражнений помогает четче двигаться, формирует ритм дыхания, развивает слух и память. Дети вообще хорошо откликаются на стихотворную форму. Рифма вызывает эмоциональный подъем, а положительные эмоции обеспечивают эффективность занятий.

  • – Значит, научить неговорящего и относительно здорового ребенка вслух читать Пушкина по силам каждому родителю в тандеме с логопедом?

– Безусловно! Мой девиз по жизни – нет необучаемых детей. Никогда нельзя сдаваться. Не раз приходилось доказывать мамам и папам, что их 6–7-летние дети смогут заговорить. Помню, привели мальчишку, от которого отказались другие дефектологи. Коллеги отговаривали браться, мол, безнадежен, но меня подкупили умные глаза ребенка. И через несколько месяцев усиленных логопедических занятий он подошел к своей тете и попросил: «Дай пить». Хотя до этого события родственники не слышали от него ни звука. Главное – не останавливаться на первых успехах. Ребенок развивается до тех пор, пока вы в него верите.


Советы логопеда

Для развития общей моторики существует множество игр и упражнений. Повороты и наклоны, хождение на носочках и пяточках, приседания, подскоки учат ребенка контролировать свое тело. Игры со скакалкой, упражнения на метание и попадание в цель помогают развить внимание и глазомер. Танцы, езда на велосипеде, самокате, роликах способствуют укреплению мышц.

Пальчиковые и артикуляционные игры подготавливают руку ребенка к более тонким и сложным движениям, которые в дальнейшем помогут ему успешно овладеть письмом. Малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развиваются внимательность, способность сосредотачиваться, воображение и фантазия.


 

Беседовала Виктория БОНДАРЧИК
Фото автора