Подвиг на пленке
В чем символизм фильма «Время вернуться» и много ли в нем художественного вымысла? Беседуем с кинорежиссером Иваном Павловым.
В начале мая стартовал общенациональный показ военно-исторической драмы «Время вернуться». Лента «Беларусьфильма» основана на реальных событиях и рассказывает о партизанах, которым удалось найти путь через непроходимые болота и тем самым получить серьезное тактическое преимущество в операции «Багратион». В чем символизм фильма, много ли в нем художественного вымысла и почему эта история будет интересна молодежи? Об этом поговорили с режиссером Иваном Павловым.
- – Иван Михайлович, насколько известно, вы настояли на том, чтобы работа над картиной началась в прошлом году именно 23 июня – в день начала операции «Багратион». Почему вам так важен символизм?
– Это помогло нам объединиться и четко понимать, что и ради чего мы делаем. По факту с началом съемок нужно было подождать еще дней десять, требовалось время подготовиться. Однако мы назначили старт на 23 июня и отсняли все запланированное. Я видел, как это подняло настроение всей съемочной группе. Теперь это была наша операция, наше наступление.
- – Фильм основан на реальных событиях, но для кино важна и художественность. В чем она проявляется?
– Мы не заявляли, что делаем документальное кино. Для меня куда более принципиальными были эмоциональная составляющая, взаимоотношения героев, их внутренний конфликт. Это важнее достоверности. Допустим, мы прочитали, что партизанский отряд спас из лагеря 149 военнопленных. Я сразу решил, что в кадр такое количество людей мы не будем ставить. В фильме показана краюха хлеба, но мы не пекли ее в старых деревенских печах, хотя знаю, что некоторые режиссеры именно так бы и поступили. Возможно, у нас есть огрехи с костюмами, но кино не про одежду. Оно про людей, которые рисковали своей жизнью, чтобы освободительная операция «Багратион» стала возможной.
- – Расскажите о подготовительной работе, которая предшествовала съемкам.
– Мы много времени провели, изучая документы, которые хранятся в НАН Беларуси, Музее истории Великой Отечественной войны, архивах кинофотофонодокументов в Дзержинске и Красногорске. Мы обращались к интернет-ресурсам, искали наградные листы партизан. Просмотрели огромное количество фотографий. Например, меня зацепил снимок четырех мальчишек, которые держали сделанные из веток автоматы, привязанные к ремням. Так в моем фильме появились эти ребята, которые бегали с самодельным игрушечным оружием.
- – Ранее в интервью журналистам вы признавались, что волнуетесь, как фильм будет воспринят зрителями. Уже прошли первые показы – какой отклик вы получили?
– Рано еще говорить: пока идет первая волна. Это все равно что показывать сценарий родственникам и друзьям – они будут только хвалить. Надо подождать, пока кино посмотрят больше зрителей и интернет-критики смогут высказать свое мнение. Но на тех показах, где я был, видел, как люди сопереживают героям картины. Даже дети, которые в начале фильма немного скучали, думая, что их привели на очередной урок истории, в конце аплодировали. Причем не зная, что режиссер в зале. Это для меня очень много значит. Я услышал слова благодарности за то, что нам удалось рассказать о войне через судьбы людей. Сам могу сказать: за ряд эпизодов я горд, что смог их снять и они вошли в картину.
- – «Беларусьфильм» выпустил много лент о народных мстителях. Был ли страх повториться и как можно к старой теме подойти по-новому?
– Через новую историю. Если поговорить с ветеранами войны, то у них будет много общего, но у каждого – неповторимая судьба. Мы своим фильмом не сделали прорыв в киноискусстве и кинопроизводстве, но достойно рассказали об одном из важных для нашей страны событий. Еще на этапе подготовки сценария у нас было много сомнений и дискуссий – все ли мы делаем правильно? Ответ на этот вопрос я получил чуть позже. Когда во время съемок одного из эпизодов над героиней с ребенком на руках появилось солнце и получился очень красивый кадр, мы поняли, что на верном пути. И действительно, нам все благоприятствовало: хорошая погода, актеры не болели, съемки не срывались. А по поводу того, что много снимают фильмов о войне… Знаете, хотелось бы больше. Но для этого нужны финансирование и хорошие сценарии. Поэтому я призываю авторов не писать в стол, а предлагать свои работы.
- – Насколько военная тематика востребована и понятна современным зрителям, в частности, молодежи?
– Востребована не военная тематика, а истории людей на фоне чего-то значимого. Война обостряет конфликты, действия героев понятны и оправданны. Помню, как мы презентовали наш предыдущий фильм «Прорыв» 15-летним школьникам. Их зацепило даже не то, что там были показаны их ровесники, которые разминировали Минск и окрестности, а любовь в кадре. Мы не ставим цели тягаться с фильмами, бюджет которых превышает сотни миллионов долларов, – это другая ниша, другие требования. Но я не сомневаюсь, что, посмотрев наше кино, молодежь покинет зал с ощущением катарсиса.
Юлия ЯШЕВСКАЯ
Фото из открытых интернет-источников