ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
19 января 2024 /

Поезд вне расписания

Когда на железнодорожной станции Могилев-2 с рельсов сошел грузовой поезд с цистерной дизтоплива, крытыми вагонами и одним пассажирским, у прохожих не было сомнений в реальности происходящего.

Из деформированной цистерны разлилось и загорелось дизельное топливо, в объятом пламенем пассажирском вагоне оставались двое пострадавших. Наблюдавшие эту жуткую картину со стороны вряд ли понимали, что это совместные тактико-специальные учения Могилевского областного управления МЧС и Могилевского отделения Белорусской железной дороги.

– Да, на подобных тренировках все происходит, как в жизни, – уверяют участники спасательной операции. – Вместо дымовых шашек – реальный огонь. В тот раз на ликвидацию пожара понадобилось около получаса, но первым делом эвакуировали людей. Пламя в поезде распространяется быстро, особенно если вагоны в движении. Нужно действовать без промедления.

По второму сценарию тушили цистерну с дизтопливом. Для этого задействовали пожарный аварийно-спасательный поезд.

Без права на опоздание

Сегодня место постоянной стоянки «поезда спасения» в свободное от чрезвычайных ситуаций время – станция Могилев-2. Его работники заранее заготавливают дрова: в холода их требуется много, ведь нужно обогреть не только вагон, где круглосуточно находится дежурный караул. Температура воды в цистернах при любом минусе на улице не должна опускаться ниже плюс 18 градусов.

– Наша команда всегда в полной боеготовности, – поясняет начальник пожарного аварийно-спасательного поезда Анатолий Пупков. – В 8 утра, как заступаем на смену, проверяем и приводим в исправность все механизмы. А вдруг прямо сейчас по связи передадут дежурному по отделению, что на путях произошло ЧП?

Мой собеседник вспоминает, как боролись с возгоранием складированной резины на Могилевском регенератном заводе. В тот раз масштабы бедствия были настолько велики, что сотрудники МЧС вынужденно вызвали на подмогу коллег с железной дороги. Анатолий Павлович рассказывает, как вылили две свои цистерны воды – аж 100 тонн! К слову, средствами и механизмами спасательный поезд укомплектован «под ключ». Помимо двух цистерн с водой, которые недавно модернизировали и «добавили» в каждую еще по 10 дополнительных тонн, есть вагон с 20 тоннами песка и нейтрализующих веществ. Также в полный боекомплект входит пустая цистерна, куда при необходимости перекачивают потекшие из прохудившегося вагона горючие и опасные вещества. Следующий – для дежурного караула: с купе-кабинетом, кухонькой и отделением, где хранятся защитное обмундирование и насосы, а также установка «Пурга», подающая воду, смешанную с пенообразователем. И последний, самый «серьезный» вагон. В нем – оборудование для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами.

Спасатели на рельсах

На рабочем столе у начальника поезда лежит толстенная книга. В ней более 900 аварийных карточек: каждая инструктирует о действиях при утечке разных опасных веществ, которые разрешено транспортировать по железной дороге.

– К счастью, чаще всего на утечки даже поезд перегонять не приходится, – признается Анатолий Павлович. – Караул выезжает своим ходом, обследует и устраняет аварию, закупорив пробоину сменным чопом или наложив на нее специальный пластырь.

К стрессам и опасностям ему не привыкать – прежде Пупков служил в МЧС. Среди наиболее серьезных катастроф, которые запомнились опытному спасателю, – обрушение здания Краснопольской средней школы в январе 2004-го. Тогда во время урока физкультуры в спортивном зале упал потолок. В помещении находилось 50 человек: старшеклассники и 3 преподавателя. Окровавленных детей доставали из-под завалов. Было страшно: трое погибших и 20 пострадавших. Случись все на 20 минут позже, и жертв могло бы быть намного больше: у младшеклассников в спортзале должна была состояться линейка.

Кстати, из нынешних работников пожарного поезда службу в МЧС ранее несла почти половина личного состава. Кто-то занимал руководящие должности, кто-то выезжал на ЧС в дежурных караулах. Двое сотрудников награждены государственными наградами – медалями «За отвагу на пожаре».

Виктория БОНДАРЧИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ