ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
20 номер
19 декабря / Безопасность

Полное сцепление

К 1 декабря водители дол­жны были «переобуть» свои автомобили в зимние шины. Наш корреспондент вместе с инспекторами гродненской ГАИ приняла участие в шинном рейде и узнала, как выполняется это обязательное требование.

Дождались минуса

Зима в нынешнем году наступила точно по календарю и сразу заявила о себе снегом и морозом. В день рейда температура воздуха в Гродно была –11 оС.

Служебная машина ГАИ остановилась на выезде из города, на трассе М6, которая связывает областной центр со столицей. Движение на ней обычно достаточно интенсивное, но в 10 часов утра здесь непривычно тихо. Среди машин преобладают грузовики.

Инспектор останавливает первое легковое авто. За рулем иномарки – пожилой мужчина. Страховка, водительское удостоверение аккуратно сложены в бардачке. Инспектор проверяет документы – они в порядке. Шины водитель сменил еще в середине ноября.


За 11 месяцев этого года в Гродненской области случилось 300 ДТП, в результате которых погибли 52 человека и 330 были ранены. С участием нетрезвых водителей произошли 26 аварий.


– На документы мы всегда обращаем особое внимание: отсутствие страховки и техосмотра – одни из самых частых нарушений, – замечает инспектор ОСВ «Дельта» ДПС ГАИ УВД Гродненского облисполкома Денис Некревич. – Больше стали выявлять просроченных водительских удостоверений. Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации срок действия этих документов продлевался на 6 месяцев, и некоторые водители, надеясь на повторное продление, затянули с заменой.

За рулем следующего автомобиля для проверки – девушка. У нее стоят всесезонные шины. С одной стороны, это удобно, но с другой, универсальный вариант вовсе не оптимальный, а усредненный по своим характеристикам. По словам сотрудника ГАИ, следует внимательно отслеживать состояние протектора, ведь «лысая» правильная резина в гололед не менее опасна, чем и новая летняя. (Высота рисунка протектора шин на легковых автомобилях должна быть не менее 4 мм. – Прим. авт.)

На мой вопрос, действительно ли женщины более аккуратные водители, Денис Некревич отвечает:

– Это неверный стереотип. Среди представительниц прекрасного пола тоже встречаются любительницы полихачить, поговорить по телефону за рулем и управлять машиной в нетрезвом виде.

«Забыл» и «не успел»

Водитель третьего авто заметно нервничает, и причины для этого, как оказалось, имеются. Техосмотр не пройден, на задних колесах установлена летние шины, на передних – старые всесезонные. По правилам же, «переобувать» нужно и заднюю, и переднюю ось – полумеры не допустимы.

– Я дальнобойщик. Эта машина почти все время стоит в гараже, езжу на ней пару раз в год, – оправдывается владелец иномарки. – Да, техосмотр пройти не успел, но за авто ухаживаю, сам ремонтирую…

Подобное «оправдание» – одно из самых популярных. Также сотрудники ГАИ часто слышат объяснения из разряда «забыл», «не было денег», «и так уверенно чувствую себя за рулем». Водителю, который своевременно не сменил шины, вначале выносят предупреждение. Если он попадется во второй раз в течение года, то уже заплатит штраф в размере до 1 базовой величины, в третий и последующие – от 2 до 5 базовых.

– На летней резине ездить зимой опасно: в мороз она не обеспечивает необходимое сцеп­ление с дорогой. Даже если трасса расчищена, тормозной путь увеличивается и появляется риск бокового заноса, – объясняет Денис Некревич.

К счастью, большинство хозяев авто это понимают. Следующие 7 машин, следовавшие из Гродно в Минск, были «переобуты» в зимние шины, еще несколько – во «всесезонку».

Всего с 1 по 12 декабря сотрудники ГАИ Гродненщины выявили 240 «шинных» нарушителей.

– Всем следует перестроиться на зимний стиль вождения, избегать высоких скоростей, увеличивать дистанцию и боковой интервал, а также помнить, что в гололед значительно увеличивается тормозной путь, – рекомендует старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Гродненского облисполкома Анастасия Бурнос. – Отдельное внимание нужно уделять тех­обслуживанию автомобиля, наличию стеклоомывающей, охлаждающей, тормозной жидкостей. Перед сезоном при необходимости надо заменить фильтры. А еще стоит постоянно следить за показателем топлива: зимой его расход увеличивается, а в мороз, если бак полупустой, дизельное топливо может замерзнуть.

Елена КАЯЧ, фото автора