Порция милосердия
Более 30 лет в Могилеве работает социальная столовая с бесплатным питанием для уязвимых категорий граждан. Их разные судьбы объединены нуждой в помощи. Кроме горячих обедов, некоторые посетители находят у благотворителей и духовную пищу.
Харчо от повара из Абхазии
Ежедневно в будние дни с 12.30 до 13.00 к зданию благотворительной христианской организации «Табея» на Чехова, 10 приходят за обедом попавшие в трудную жизненную ситуацию люди. Среди них пенсионеры, инвалиды и граждане, которые недавно покинули места лишения свободы. Списки нуждающихся составляют в управлении по труду, занятости и социальной защите Могилевского горисполкома.
Также обеды выделяются по месячному абонементу для постояльцев центра временного (ночного) пребывания лиц без определенного места жительства. Всего в списках на питание 50 человек.
– Мы работаем совместно с государственными структурами и выполняем социальный запрос. Ведь те, кто к нам приходит, – это нуждающиеся, оказавшиеся в сложной ситуации не на словах: они зарегистрированы в госструктурах как люди, которым нужна работа или жилье. У кого-то сгорел дом, кто-то из-за приобретенной или инвалидности с рождения не может работать, – рассказывает директор «Табеи» Павел Бродов. – У нас есть помещение, где мы готовим обеды. Его содержим сами, а вот зарплату двум нашим поварам платит государство.
Себестоимость одного обеда составляет в среднем 5 рублей. Сегодня в меню суп харчо, отварной картофель, котлеты, чай, булочка, хлеб.
– Приблизительное меню составляется за неделю, и зависит оно от того, какие у нас есть продукты. Накормить нуждающихся помогают некоторые предприятия и фермеры. Более 20 лет от компании «Домочай» ежедневно получаем по 10 буханок белого и черного хлеба. Мясными продуктами обеспечивают агрокомбинат «Заря» и Могилевский мясокомбинат. Местные фермеры и сельхозпредприятия делятся картофелем, свеклой, морковью и другими овощами, – рассказывает повар Елена Богатурия.
Она работает в социальной столовой 25 лет. Приехала в Беларусь из Абхазии в начале 90-х годов с мужем и сыном.
В связи с эпидемиологической обстановкой первое, второе и третье блюда выдают в одноразовой закрытой посуде уже не в общем зале, а в специально отведенном помещении.
– Раньше приходило больше людей, обедали в столовой. Но с началом пандемии перешли на выдачу еды: руководство решило обезопасить и нас, и нуждающихся, – объясняет повар.
От сумы и нужды…
Одна из первых в очереди за обедом могилевчанка Ирина Ломоносова (имена героев изменены по этическим причинам. – Прим. авт.) – инвалид II группы. У нее несовершеннолетний ребенок, которого женщина растит одна.
– Мне не за что было приобрести дочке одежду к 1 сентября. Пришлось одолжить деньги, чтобы ребенок чувствовал себя в школе не хуже других. Благодаря обедам удастся сэкономить и быстрее отдать долг, – рассказывает женщина.
В похожей ситуации оказалась инвалид II группы Вероника Алексеева. В прошлом году она осталась без мужа, воспитывает в одиночку двоих детей. Но есть и другие примеры. Так, 67-летний Александр Никитин 39 лет жизни провел в местах лишения свободы. Сейчас работает дворником, живет в центре временного (ночного) пребывания лиц без определенного места жительства.
С трудоустройством ему помог директор «Табеи». В своей работе он руководствуется Библией, которая всегда лежит на его столе.
– Я с детства верующий человек. Отец был пастором церкви. Кроме меня в семье воспитывалось еще восемь детей. Все были дружные и работящие. Отец учил: если что-то имеешь, нужно делиться с другими, помогать нуждающимся. Раньше в деревне даже с полей убирали не весь урожай, чтобы бедный человек мог забрать остаток себе. Вот по этому правилу я стараюсь действовать и сегодня, – рассказывает директор.
Ему присылают письма те, кто находится в местах лишения свободы, с просьбой выслать продукты, потом благодарят.
– С такими людьми можно работать, вывести их на правильный путь. Когда Никитин пришел ко мне после освобождения из тюрьмы, я ему сказал: «Тебе нужно начать с изучения Библии, поменять свое мышление, покаяться за то, что совершал неправильные поступки, и тогда жизнь начнет налаживаться. И работа будет, и семья», – рассказывает Павел Бродов.
Но не все прислушиваются и меняются.
– Бывают случаи, когда человек говорит о раскаянии, а потом обнаруживаешь, что из кабинета пропало что-то ценное. Другой после беседы ворует в магазине вещи, которые ему не нужны. Но сложнее всего работать с зависимыми от алкоголизма, – признается директор.
Кроме социальной столовой, благотворительная христианская организация оказывает помощь учреждениям здравоохранения и малообеспеченным людям, занимается оздоровлением детей из многодетных семей и вопросами временного жилья для пожилых. За 30 лет доставлено 1000 тонн гуманитарной помощи из-за рубежа. В прошлом году оздоровлено 350 детей из многодетных семей, детей-инвалидов и нуждающихся.
Дарья ШЕВЦОВА
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА