ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
12 января 2024 / Градус здоровья

Поспеть за непоседой

Непоседливый ребенок – это норма или диагноз? Разбираемся с детским психологом Ольгой Шафалович.

Сегодня все чаще приходится слышать о гиперактивности детей. Но пока одни считают ее едва ли не мифом, утверждая, что дело в плохом воспитании, другие называют гиперактивным любого подвижного ребенка. Расставить точки над «i» помогла детский психолог Гродненского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Ольга Шафалович.

  • – Все дети – непоседы. Как понять, что ребенок гиперактивен?

– Вы правы, дети отличаются подвижностью, энергичностью и любознательностью. Но если ребенка не удается остановить, трудно надолго привлечь его внимание, то, возможно, речь идет о нарушении активности. Ее проявления могут быть незначительными и выражаться лишь в отдельных, неинтересных ребенку сферах (например, на уроках он не сконцентрирован, а дома – достаточно собран). А могут – более глубокими, вплоть до синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Выявить проблему и определить степень ее выраженности поможет специалист. К слову, сегодня расстройство встречается у 5–10% детей, чаще им страдают мальчики.

  • – В каком возрасте проявляется расстройство?

– В 2,5–3 года, когда ребенок хорошо самостоятельно передвигается и принимает какие-то решения. Тогда родители замечают, что малыш не может долго сохранять внимание и играть. В детском саду мамы и папы получают жалобы от воспитателя: ребенка сложно привлечь к заданию, он не успокаивается во время дневного сна и мешает спать другим. В школе возникают трудности, потому что на уроках нужно прилагать волевые усилия, а для ребенка с гиперактивностью – это сложная задача, он не справляется с программой. Для такого ученика характерно выраженное двигательное беспокойство: он вскакивает с места, машет руками, вертит в них мелкие предметы.

  • – Часто таких детей просто называют невоспитанными…

– Поверьте, ребенок не может (не «не хочет», а именно не может) вести себя тихо и долго чем-то заниматься. Ему, вроде, интересно, но не хватает силы воли, чтобы правильно себя организовывать. Таким детям свойственна чрезмерная выраженность эмоций – от бурной радости до вспышки гнева и ярости. Если ребенок расстроен, он плаксив и даже может устроить истерику. Когда устает – не ложится отдохнуть, а становится еще более подвижным и раздражительным. Потому родителям следует следить за режимом дня своего чада, не допускать чрезмерного воздействия различных стимулов.

  • – Что вызывает гиперактивность?

– Следует понимать, что гиперактивность – неврологическое расстройство, обусловленное некоторыми изменениями в головном мозге. Причина до сих пор в полной степени не выявлена. Скорее всего, к ней приводит совокупность факторов. В их числе называют наследственный: родители таких детей, как правило, тоже были очень активными и, возможно, во взрослом возрасте остаются подвижными и неусидчивыми. Влияет и среда (травмирующее воспитание усиливает активность ребенка и ведет к неправильному развитию некоторых функций). В перечне предпосылок есть и нарушение обменных процессов, различные негативные факторы, которые воздействовали на головной мозг ребенка еще в утробе и первые месяцы жизни.

  • – Каковы особенности общения с такими детьми? Что стоит учесть родителям?

– Не следует кричать, повышать голос, отчитывать ребенка, разговаривать с ним долго и в витиеватой форме – это бессмысленно и даже вредит (как только малыш оказывается в перевозбуждающей среде, он не может остановиться, его тяжело успокоить). Хорошие меры – краткие, понятные и четко сформулированные инструкции. Повторять их стоит многократно, так как ребенок не всегда реагирует на сказанное с первого раза. Иногда необходимо добавить тактильный контакт: взять за руку, бережно повернуть к себе и присесть, чтобы быть на одном уровне. Проблему гиперактивности нельзя решить авторитарными указаниями и убеждениями. Важно воздержаться от негативной оценки ребенка: «плохой», «непослушный», «вредный» и т.д. Ему самому тоже тяжело, у таких детей из-за постоянной критики часто страдает самооценка.

  • – Как правильно организовать учебу и досуг ребенка?

– Следует придерживаться строгого распорядка дня. Гиперактивный ребенок не умеет себя организовывать, потому что у него не сформированы механизмы, которые позволяют контролировать поведение и анализировать последствия. Требования к ребенку должны быть адекватными, не стоит ожидать идеального выполнения задач. Нужно снисходительно относиться к ошибкам, но при этом не пускать ситуацию на самотек, поддерживать и направлять сына или дочь. Во время учебы желательны перерывы для пальчиковой гимнастики, небольшие задания во время урока (помыть доску, принести мел, закрыть дверь или окно и т.д.). Хороши подвижные игры на переменах, но организованные, иначе возможны травмы. Также я бы советовала записать ребенка в различные кружки. Если он не «удержится» в секции, где есть коллектив (такие дети не всегда могут воспринимать правила игры и взаимодействовать со сверстниками), стоит найти индивидуальных специалистов.

  • – Как быть, если в семье несколько детей? Один подвижный, а другие – спокойные.

– Важны четкие рамки, правильное перенаправление энергии гиперактивного ребенка и возможность ее выплеснуть. Например, следует запретить игры с мячом дома, но разрешить и даже поощрить – во дворе. Если второй ребенок обладает другим типом нервной системы и ему нужно время для уединения, то детей в течение дня можно разделять: одного, допустим, отправлять на прогулку с папой, другого – оставлять дома с мамой. При этом не забывать, что совместное времяпрепровождение тоже необходимо – это сплачивает семью, помогает обретать семейные традиции и правильно общаться.

  • – Можно надеяться, что ребенок это перерастет?

– Яркие черты гиперактивности (невозможность усидеть на месте и отсутствие концентрации) ребенок, как правило, перерастает. Примерно в трети случаев сохраняются повышенная активность, импульсивность, невнимательность, торопливость, беспокойство, могут быть трудности в концентрации, поддержании долгих отношений. Взрослому, который понимает, что с ним происходит, уже легче с этим работать, ему под силу заниматься коррекцией своих состояний. Тем, у кого остаются симптомы гипер­активности, рекомендую избегать профессий, требующих большой концентрации, а реализовываться там, где нужно быть активными.

Елена КАЯЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА