Поющий тростник
«В детстве дедушка часто брал меня с собой в лес. Помню, как он срывал какую-то травинку и играл на ней. Музыка окружает нас, и наши предки хорошо это чувствовали», – рассуждает педагог дополнительного образования Щучинского дворца творчества детей и молодежи Михаил Чернодедов. Резчик по дереву, керамист, художник – уже больше 20 лет он увлекается созданием уникальных музыкальных инструментов.
– Я окончил факультет народной культуры педагогического университета имени Максима Танка, – рассказывает герой материала. – На одном из спецкурсов у нас преподавал лидер этнотрио «Троица» Иван Кирчук, который в этнографических экспедициях собирал песни и народные инструменты. Предметы из своей коллекции – дуды, жалейки, окарины (род свистковой сосудообразной флейты. – Прим. авт.) – приносил на занятия. Встречались и сломанные, но такие экземпляры вызывали не меньший интерес: можно было заглянуть внутрь и понять, как инструменты устроены. Так появилось желание сделать что-то самому.
Из полумесяца – в каплю
После окончания университета Михаил Михайлович стал научным сотрудником центра народных ремесел в родном Щучине. Там и начал делать музыкальные инструменты из обожженной глины, экспериментировал с их формой и звучанием. Если, например, окарине часто придают вид полумесяца, то Чернодедов остановился на капле – идеально обтекаемой форме.
– Хотелось получить более объемный звук, – объясняет он. – Обычно в свистульке-птичке три или четыре отверстия, и добиться того, чтобы они звучали, в принципе, не сложно. Я же в своих окаринах увеличил их до десяти (на каждый палец) – и все «поют». Этим не раз удивлял коллег по цеху, ведь нередко дополнительные отверстия выполняют лишь декоративную функцию.
Шутит, что сложно сделать первые 100 инструментов, на второй сотне рука уже набита. Во дворце творчества детей и молодежи Михаил Михайлович создавал со своими подопечными свистульки и окарины из необожженной глины. Но отмечает, что это непрактично: если на такой инструмент попадает влага, он теряет форму, причем достаточно даже дыхания во время игры. Кстати, освоить свистульку можно за полчаса-час, покорить окарину так быстро не получится.
Голос жалейки
Глина – не единственный материал, с которым работает мастер. Из тростника Михаил Чернодедов вырезает жалейки – спутников пастушков и колядовщиков. Глядя на инструменты, и не подумаешь, что они издают столь громкие глубокие звуки. Педагог замечает, что у каждой такой дудочки свой голос: он зависит от материала, расположения отверстий и диаметра трубочки. Как-то пытался добиться, чтобы несколько жалеек звучали одинаково, вымерял всё до миллиметра – не вышло. Свою роль играет даже то, сколько времени «сырье» провело в воде и насколько вымерзло.
– На наших водоемах растут рогоз, камыш, тростник. Рогоз внутри «литой», раньше из него делали стрелы, камыш полый, но ломкий. Лучше всего подходит тростник, – говорит Михаил Михайлович. – Собираю его на городском озере ранней весной, пока лед не растаял и к растению можно подобраться. Знакомый из Израиля прислал местный тростник, но он совсем другой, гораздо шире диаметром и тверже. Нужного звука не добьешься.
В коллекции педагога есть весьма любопытные экземпляры. Например, из обычного короба и барабанных пружин сделан кахон (перкуссия) – ударный музыкальный инструмент. Можно услышать в кабинете мастера и варганы, правда, не его авторства. Этот инструмент, ассоциирующийся с шаманами и их обрядами, представляет собой свободно колеблющийся в рамке «язычок». Выковал варганы мастер-кузнец с Полесья, а Михаил Михайлович вырезает для них из дуба оригинальные чехлы. Кто знает, может, в будущем щучинский «человек-оркестр» покорит и металл.
Елена КАЯЧ, фото автора