Приглаженная коллекция
Как связаны статья в журнале о домоводстве 1970-х годов и создание богатой коллекции, напоминающей музей? В случае Нины и Валерия Анищик из Слонима самым что ни на есть прямым образом. Ведь именно с заметки о том, как использовать старинные утюги в интерьере, началось их увлечение пресофилией (именно так называется коллекционирование этих бытовых приборов), а после интересы значительно расширились.
Чернобокий «первенец»
– У нас с мужем всегда был интерес к старинным вещам. Статья в журнале его только подогрела, – улыбается Нина Анищик. – В то время мы снимали половину дома, во второй жила хозяйка. Как-то она решила навести порядок и выбросить вещи, оставшиеся от отца. Среди них я заметила старинный металлический утюг, французские часы 1905 года… Ну как же такие раритеты отправить на свалку?! Попросила забрать.
Так у супругов появился экспонат № 1 (Нина Михайловна, не будь то историк по образованию, ведет каталог). По неопытности коллекционеры-новички покрасили его в черный цвет. Позже такую ошибку уже не совершали и сохраняли естественный вид предметов. Но с первого утюга краску снимать не стали – пусть напоминает о начале пути. Так и стоит один, чернобокий, в кругу собратьев. Их число за прошедшие годы перевалило за три сотни.
– Этот утюг угольный: топили печь, ждали, пока дрова прогорят, «заправляли» и работали, – показывает моя собеседница и добавляет с ностальгией: – Похожим утюгом все детство гладила школьную форму и пионерский галстук. Я родилась и выросла на Крайнем Севере: электричество то было, то не было. Вот и приходилось прибегать к бабушкиным методам. Кстати, несколько утюгов для нашей коллекции привезла из России. Но абсолютное большинство – из Гродненской области.
Экспонат из дворца
Оказывается, у старинных утюгов существует не одна вариация. Даже простой угольный мог быть не так прост. К примеру, в Западной Европе вместо небольших дырочек на подошве, которые были нужны для подачи воздуха (иначе угли слишком быстро затухали), иногда делали одно отверстие с заслонкой и… трубу. Почти что домашний паровоз. Главный плюс такой конструкции – при глажке не нужно бояться, что из-за неловкого движения уголек или сажа выпадут и испортят одежду.
Первая старинная вещь, которую приобрели Анищики, – картина конца 1920-х годов с изображением индейца. Купленная за последние деньги, она сопровождала супругов на всех съемных квартирах и стала своего рода талисманом семьи.
Помимо угольных, в ходу были цельнометаллические утюги. Весили такие бытовые приборы в среднем около 2,5–3 килограммов, самый тяжелый в коллекции – 10-килограммовый. Еще выпускали утюги с металлическим бруском-вкладышем – «душой». Чтобы погладить, уже не нужно было нагревать весь пресс, только эту вставку. Встречается мнение, что именно благодаря ей возникли устойчивые выражения «душевное тепло», «согреть душу», «вынуть душу».
– Утюги стоили очень дорого: за один можно было купить три кожуха. Конечно, не все могли себе его позволить. В старину в деревнях семья, которая им обладала, считалась зажиточной. Утюг даже ставили на видное место, например, в красный угол. Каждый, кто заходил в дом, крестился на иконы и, само собой, замечал ценный предмет, – рассказывает коллекционер. – Очень богатые люди покупали латунные утюги. Их делали как обычного, так и миниатюрного размера, чтобы удобнее было гладить кружева. В нашей коллекции есть латунный утюг из дворца Пусловских. Когда в 1939 году помещики уезжали на Запад, хозяин оставил его служанке. Спустя годы мы у этой старушки его и купили.
От увлечения до музея
Увлекшись коллекционированием утюгов, супруги сами не заметили, как стали собирать и другие раритеты. Сперва экспонаты занимали несколько полок, потом для хранения понадобились стеллажи, в конечном итоге под экспозицию отвели всю бывшую детскую комнату. В квартире поселились старинные письменные принадлежности, фотоаппараты, подсвечники и лампы, кухонная утварь, весы-безмены и другие вещи прошлых лет. В том числе такие необычные для коллекционирования, как, например, печные дверцы и детали «сечкарен» (соломорезок). Украшенные художественным литьем, они напоминают произведения искусства.
За год с семейной коллекцией знакомятся около полутора тысяч человек. Приезжают со всей Беларуси и даже из России. Плату за просмотр супруги Анищик не берут: им нравится делиться тем, что для них важно.
– Как-то мужу предложили купить старинный колокольчик. Я сперва была против (коллекция и так большая). Но решили все же его почистить, а потом дать ответ. Сняли черноту – и такой он красивый, такой звонкий стал! Как отказаться? – задает риторический вопрос Нина Михайловна. – Колокольчики использовались в упряжи. Так перешли к собиранию предметов, связанных с лошадьми. Кроме самих колокольчиков и бубенцов, часть из которых произведена в знаменитом нижегородском селе Пурех, есть и уздечки, и путы, и подковы. Вот эта огромная подкова – тяжеловоза породы першерон, которые перевозили грузы во время войны. Нашли ее на месте бывшей конной лечебницы недалеко от Слонима.
Конечно, не могли Анищики обойти тему Великой Отечественной. Оба дедушки Нины Михайловны сражались на фронте. Один вернулся домой, второй пропал без вести на территории от Луги до Ленинграда (бабушка собеседницы, ее отец, а потом и она сама пытались выяснить судьбу близкого человека: обращались в военный архив, но без результата – данных нет). На следующий день после 18-летия призвали в армию свекра. Паренек стал связистом и дошел до Берлина. Семья бережно хранит его награды и фотоснимки, а с ними несколько десятков предметов военного периода: полевые телефоны, форму, бинокли, фляжки, котелки и многое другое.
– К 9 Мая делали выставку в районном краеведческом музее. Это уже четвертый или пятый опыт сотрудничества и, думаю, не последний, – замечает Нина Анищик. – На каникулах к нам почти каждый день приходили на экскурсию школьники. За год с семейной коллекцией знакомятся около полутора тысяч человек. Приезжают, отыскав контакты в интернете, даже из других городов Беларуси и России. Стараемся никому не отказывать. Дело не в заработке (никакую плату мы не берем), просто нравится делиться тем, что для нас с мужем важно.
Елена КАЯЧ
Фото автора