Разыскивается стаж
Машинист крана «потеряла» 7 лет льготного стажа и досрочную пенсию. Профсоюз в суде помог их найти.
Все хорошо вовремя. В этом убедилась гомельчанка, когда не смогла в положенный срок уйти на льготную пенсию. Получив два отказа, женщина обратилась в Гомельскую областную организацию Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» к главному правовому инспектору труда Вячеславу Родневу. Он и помог установить фактическую занятость работницы в особых условиях труда, дающую право на льготную пенсию.
В поисках истины
В ОАО «СтанкоГомель» Алла Железнякова устроилась машинистом крана литейного цеха в 1990 году после окончания СПТУ № 14 в Нижнем Тагиле (переехала на родину мужа. – Прим. авт.). Работница изначально знала, что имеет право на льготную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда согласно Списку № 2. Проработав на предприятии 7 лет, устроилась по той же специальности на Гомельский литейный завод «Центролит», где и трудилась до досрочного выхода на заслуженный отдых.
Собрав все необходимые документы, Алла Ивановна обратилась в управление социальной защиты Новобелицкого района Гомеля. Специалисты на протяжении полугода рассматривали обращение, после чего женщина получила отказ.
– При подготовке документов в управление соцзащиты за назначением пенсии по возрасту как машинисту крана я получила от ОАО «СтанкоГомель» справку о характере льготной работы. Этот документ дает право выхода на пенсию по возрасту за работу в тяжелых и вредных условиях труда в соответствии со ст.12 Закона от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», – пояснила собеседница. – Я была уверена, что с бумагами все в порядке, но трудности только начинались.
Решением комиссии по назначению пенсий Алле Ивановне отказали в назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 в соответствии с пунктом б ст.12 Закона, так как отсутствует необходимый специальный стаж – 5 лет до 1.01.2009 года.
Речь идет о норме, согласно которой право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда имеют работники, занятые полный рабочий день. Вместе с тем структура литейного цеха № 6, где трудилась женщина, состоит из 6 производственных участков. Установлено, что работа машиниста крана протекала на различных из них – посменно каждую неделю, в том числе и на заливочно-плавильно-выбивном. По мнению комиссии, это не соответствует требованиям, дающим право на льготную пенсию по Списку № 2.
В итоге неожиданно возникла ситуация, когда стаж работы Железняковой во вредных условиях с 6.08.1990 г. по 23.06.1997 года документально не подтверждается.
С таким вердиктом гомельчанка не согласилась.
– Я решила не сдаваться, ведь знаю, что по праву могу претендовать на льготную пенсию. Поэтому обжаловала отказ комиссии в вышестоящий орган, – продолжила собеседница.
Судебные прения
Не теряя надежды, Алла Ивановна обратилась в комитет по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома. Однако после месячного рассмотрения документов вновь получила отрицательный ответ. Причина та же – отсутствие требуемого спецстажа.
Единственным способом получения «убегающей» пенсии для почти отчаявшейся женщины оставалось обращение в суд. И за помощью она направилась в отраслевой профсоюз. Главный правовой инспектор труда Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников отраслей промышленности «БЕЛПРОФМАШ» Вячеслав Роднев представлял ее интересы в зале судебных заседаний.
При рассмотрении дела суд поручил отделу государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома провести экспертизу правильности применения Списка № 1 и Списка № 2 в ОАО «СтанкоГомель» в период с 6.08.1990 г. по 23.06.1997 года.
– Пришлось изучить немало материалов, в частности, архивные документы, сведения об аттестации рабочих мест, технические процессы литейного производства в ОАО «СтанкоГомель» по схемам 1984 года и позже, – проинформировала заместитель начальника отдела – государственный эксперт Гомельской области по условиям труда Анастасия Рак. – Результат исследования подтвердил, что рабочее место машиниста крана на промышленном предприятии относится к вредным и обоснованно считается работой в тяжелых и вредных условиях труда.
Виват, пенсия!
В ходе проведенных переговоров и исходя из результатов экспертизы комиссия по назначению пенсий администрации Новобелицкого района во внесудебном порядке решила исправить принятое ранее решение и засчитать Алле Железняковой стаж работы по Списку № 2 в период ее работы в ОАО «СтанкоГомель» с 1990 по 1997 годы и назначить пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2.
При возобновлении рассмотрения дела в суде заявитель отказалась от жалобы, так как проблему удалось урегулировать без вынесения решения суда. Алле Ивановне засчитали трудовой стаж и назначили льготную пенсию в размере 622 рублей.
Благодаря профсоюзному юристу удалось также добиться и выплаты пенсии за период с октября 2021 года по ноябрь 2022 года, что составило 7930 рублей.
– Долгих 13 месяцев переживаний и волнений для члена профсоюза, продолжительный срок работы юристов, эксперта, специалистов на заводе увенчались успехом для простого рабочего человека, который с высоты крана в литейном цехе не вникает и не должен вникать в тонкости формулировок, в их точное соответствие закону и достаточность документов для подтверждения своего права, – резюмировал профсоюзный юрист Вячеслав Роднев. – Это дело еще раз убеждает меня в том, что у истины бывает долгий путь и хорошо, когда каждый специалист на местах, глядя в документы, видит в первую очередь человека, глубоко владеет специальными познаниями и четко выполняет свою функцию. Государственный подход и принципы социального партнерства при посредничестве профсоюза дали положительный результат в деле конкретного человека, а это не может не радовать.
Светлана ВАЩЕНКО
Фото из архива газеты «БелЧас»