Речной беспризорник
За давностью лет шлюз на реке Щара у деревни Адаховщина Ляховичского района утратил не только свое предназначение, но и владельцев. Неисправное гидротехническое сооружение грозит местности, которую призвано защищать, локальной экологической катастрофой. Тревогу забил житель деревни Анатолий Бурец. В начале лета во время «прямой линии» с председателем Комитета госконтроля Василием Герасимовым он попросил обратить внимание на […]
За давностью лет шлюз на реке Щара у деревни Адаховщина Ляховичского района утратил не только свое предназначение, но и владельцев. Неисправное гидротехническое сооружение грозит местности, которую призвано защищать, локальной экологической катастрофой.
Тревогу забил житель деревни Анатолий Бурец. В начале лета во время «прямой линии» с председателем Комитета госконтроля Василием Герасимовым он попросил обратить внимание на то, что шлюз на реке возле его Адаховщины не работает, из-за чего заболачиваются близлежащие территории. Вину за происходящее мужчина возложил на фермерское хозяйство «Фораланд», которое с лета 2020 года арендует здесь земли.
На обращение неравнодушного сельчанина отреагировали оперативно. Упомянутый объект обследовали 3 инстанции и независимо друг от друга пришли к единому выводу – шлюз полуразрушен, не работает.
Но это исключение из правил. Как сообщил глава Ляховичского райисполкома Николай Мороз, другие гидротехнические сооружения, входящие в состав мелиоративной системы «Адаховщина», отремонтированы еще в августе прошлого года и до сих пор исправно функционируют.
Кто же в ответе за полуразрушенный шлюз? Представители обвиненного сельчанином фермерского хозяйства «Фораланд» сразу заявили о своей непричастности – никакой шлюз им на баланс не передавался. Не числится он и в составе мелиоративных систем района, о чем сообщили в управлении по сельскому хозяйству и продовольствию Ляховичского райисполкома, местном предприятии мелиоративных систем, а также в районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Тогда чей же шлюз? Оказывается, что ничей. Спросить не с кого, а спрашивать есть за что.
– В Комитет госконтроля продолжают поступать обращения насчет опасной экологической ситуации в связи с подтоплениями прилегающей к неработающему шлюзу территории, зарастанием русла реки и даже остановкой ее течения. Из-за неисправности гидротехнического сооружения нет возможности нереститься рыбе. Все это, вместе взятое, на самом деле грозит экологической катастрофой, потому должны быть приняты неотложные меры, – подчеркивает председатель Барановичского межрайонного Комитета госконтроля Олег Данилов. – Наше ведомство инициировало проведение силами «Брестмелиоводхоза» технической экспертизы и архивного расследования истории появления и жизнедеятельности гидротехнического сооружения на реке Щара. А в случае подтверждения его ненужности демонтаж необходимо будет выполнить в IV квартале 2023 года, после завершения всех сельскохозяйственных работ.
Согласно Водному кодексу, если невозможно установить собственника заброшенных и не подлежащих дальнейшему использованию гидротехнических устройств, их ликвидация обеспечивается местными исполнительными и распорядительными органами.
Комитет госконтроля при этом продолжает поиски хозяина шлюза-регулятора, допуская его принадлежность к системе гидротехнических сооружений соседнего Барановичского района.
Тем временем Анатолий Бурец, который и поднял волну, уверен, что проблема не только в бесхозном шлюзе, но и в других заброшенных сооружениях. Таких, как станция обезжелезивания и технические скважины. Однако сельчанин против радикальных мер.
«Это важные гидрообъекты, которые необходимы были раньше и нужны сейчас. Прежде чем что-то ликвидировать, стоит хорошо подумать о целесообразности такого шага», – убежден Анатолий Бурец. С верой в свою правоту он намеревается и дальше решать проблемы водных сооружений возле его родной Адаховщины.
Алина ПЕТРОВА, фото автора