ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
36 /1995
03 августа 2023 / Ценные кадры

Резные краски творчества

Когда Валерий Варченя был подростком, в школе искусств его родных Чашников не было художественного отделения. А сейчас во многом благодаря ему оно не просто работает, но и прославляет город на всю Беларусь.

Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в учреждение. Его стены украшают не только картины талантливых учеников, но и их многочисленные дипломы. Юные художники – постоянные участники и лауреаты фестивалей. Вот недавно Анна Жагалкович стала победителем республиканского конкурса Министерства юстиции «Право на детство».

Валерий Варченя преподает здесь с 2006 года. О таких говорят – мастер на все руки. Владеет гончарным ремеслом, знает законы живописи, а особая его страсть – резьба по дереву.

– Мой отец окончил художественно-графический факультет и обожал живопись. Но жизнь сложилась так, что на картины не хватало времени: сначала был замполитом в армии, потом работал в райкоме партии, затем служил в милиции, – перечисляет собеседник. – И только выйдя на пенсию, посвятил себя любимому делу, стал преподавать в художественном отделении школы. На этой работе его и сменил я. Но и мой путь сюда был долгим.

Упрямый студент

Все началось с увлечения резьбой по дереву. Его Валерию привил руководитель школьного кружка Владимир Еленский. Именно в этом направлении парню хотелось развиваться, когда он подал документы на художественно-графический факультет Витебского пединститута (сейчас ВГУ. – Прим. авт.). Туда, кстати, он поступил, уже имея за плечами профессии слесаря-монтажника и сварщика.

Валерий Варченя показывает резное пасхальное яйцо. Внутри его корпуса из деревянных завитков – миниатюрная церковь. Задумка появилась еще в студенчестве. Тогда парень твердо решил: это будет его дипломный проект. Но «главный резчик» вуза Иван Хитько был категоричен: мол, никто такого не делает, не сможешь и ты. Студент же оказался упрямым. Три недели, трудясь по 20 часов, он вырезал из бука свое первое яйцо. Когда показал результат педагогу, тот сильно удивился. Итоговая работа состояла из трех таких яиц. Она до сих пор хранится в музее художественно-графического факультета ВГУ.

Надежды и переезды

После окончания вуза Валерий с супругой Ларисой собирались поехать к ее родителям в Кобрин. Там на базе местного училища народно-художественных промыслов планировалось открыть филиал областного института, где нужен был резчик по дереву. А пока этот вопрос решался, Валерий пошел преподавать в Новолукомльское училище.

– Моей семье выделили две комнаты в общежитии, я их отремонтировал. А вскоре позвонили из Кобрина: позвали на работу и пообещали трехкомнатную квартиру, – вспоминает Валерий. – Естественно, я согласился. Вот только «трешка» оказалась дощатым бараком, а вопрос с открытием филиала затягивался. Я пытался делать резные изделия на продажу, но бизнес шел не так хорошо, как хотелось бы. К счастью, во время поездки к родителям встретил своего педагога Владимира Еленского. От него узнал, что в Чашниках открыли Дом ремесел. Меня взяли методистом. Так мы решились на второй переезд за год.

Глину – на зуб

Работая в этой должности, освоил гончарное ремесло – традиционное для Чашниччины. Местный мастер Викентий Политыко рассказал, что в 1930–1940-е годы существовали артели, где трудилось порядка 30 гончаров. За глиной ездили на болото зимой. Копали ров глубиной в 10 метров, а потенциальный материал пробовали на зуб: если не хрустит – значит, чистый, без песка, для работы подходит. В местном райисполкоме были крайне заинтересованы в возрождении гончарных традиций. Власть выделила на оборудование по тем временам небывалые средства: гончарный круг стоил почти 500 долларов в эквиваленте, примерно такую же сумму потратили на муфельную печь.

– У нас это оборудование работает до сих пор, – говорит Валерий Варченя. – Когда под Дом ремесел отдали трехэтажное здание старой конторы, и круг, и печь весом полторы тонны мы перенесли туда. Потом Дом ремесел переезжал еще один раз, но кабинет керамики оставили на прежнем месте. Больше на перемещение гончарного оборудования мы не решаемся.

Желание творить

Собеседник не оставляет занятий гончарным ремеслом, несмотря на загруженность в школе искусств. Кроме основных уроков для 43 учеников, он преподает в подготовительном отделении. Туда приходят дети с 5 лет. Валерий Анатольевич поясняет: они с азов рисуют геометрические формы, учатся видеть свет и тень, определять блики и рефлексы. И месяц-полтора ребятам совсем не интересно. Но зато потом открываются большие перспективы мастерства.

Работает художник и со взрослыми. Говорит, что научить рисовать можно любого – здесь важны трудолюбие и огромное желание творить.

Виктория ДАШКЕВИЧ, фото автора