ГАЗЕТА ФЕДЭРАЦЫI ПРАФСАЮЗАУ БЕЛАРУСI
20 октября 2023 / На злобу

Сейм раз отмерь

Когда жильцы одной из квартир громко спорят, кто в семье главный, то волей-неволей в выяснение отношений вовлекаются соседи. Такова специфика не только панельных многоэтажек с тонкими стенами, но и архитектуры международных отношений. Особенно если скандалисты метят в управдомы, а остальным просто хочется тишины и спокойствия в общем доме. Примерно так на бытовом уровне можно объяснить интерес к парламентским выборам в Польше.

Предчувствие гражданской возни

Парламентские выборы 1989 года стали для Польши отправной точкой в резкой смене политического курса – отказ от строительства социализма и переход к западной модели демократии. Этому предшествовала бурная забастовочная деятельность профсоюза «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. События тех лет считаются переломным моментом в современной истории Польской Республики.

Нынешние выборы в Сейм постоянно сравнивали с голосованием в 1989-м. Часть агитационных плакатов срисовали с тех, что вывешивали на улицах треть века назад. И Лех Валенса снова рвался на трибуну, чтобы выступить в духе знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали, автора картины «Предчувствие гражданской войны». Политик широкими мазками и в мрачных красках обрисовал будущее страны, в которой возможны смута и междоусобица. Его оппоненты пугали электорат помягче, мол, Польша погрузится в политический хаос.
Огня противостоянию партий добавляла личная неприязнь их лидеров, а предвыборная кампания сопровождалась крупнейшим в истории Варшавы уличным маршем (если верить организаторам). На такую артподготовку избиратели отреагировали рекордной явкой на участки для голосования.

Второй тур противостояния

Основную борьбу вели консерваторы и либералы, вторым эшелоном шли центристы, умеренные левые и крайние правые. Понятно, что ничего не понятно. Но не так важно разбираться в особенностях предвыборных обещаний. Суть в том, что в Польше накопилось множество проблем как внутри страны, так и в ее внешней политике. Одни считают недопустимым портить отношения с соседями (правда, к таковым относят только входящих в Евросоюз), другие требуют большей самостоятельности, третьи вовсе настаивают на выходе из ЕС. Спорили из-за запрета на аборты, повышения пенсионного возраста, проблем мигрантов, продажи предприятий иностранцам и прочее, прочее.

В итоге все свелось к классической схеме: одни устали от правящей партии, другие не хотят перемен. Тем более что среди лидеров оппозиции – политики, которые уже были у власти, но в свое время разочаровали избирателей. Привет Дональду Туску.

Что в итоге? Польское Бородино. То есть так сразу и не скажешь, кто победил. С одной стороны, большинство голосов набрала правящая партия. Это как бы успех. С другой стороны, их недостаточно, чтобы занять в Сейме большинство мест. Если (а точнее, когда) оппозиционные силы объединятся, парламент окажется в их власти. Впереди – дебаты о составе правительства. В сложившихся обстоятельствах склоки предвидятся не менее эмоциональные, чем в Сейме Речи Посполитой триста с лишним лет назад. Правда, та история закончилась исчезновением страны. Может, об этом предупреждал нынешних поляков Лех Валенса?

Барьер в бюллетене

Одновременно с парламентскими выборами в Польше проводился референдум. Пожалуй, для белорусов он даже интереснее, поскольку в одном из вопросов фигурировало название нашей страны: «Поддерживаете ли вы ликвидацию барьера на границе Польской Республики с Республикой Беларусь?» Неужели соседи готовы наконец сделать шаг навстречу? Или хотя бы обозначить движение. Жаль, что по итогу голосования говорить-то не о чем: при рекордной явке на парламентские выборы избиратели провалили референдум, и он признан несостоявшимся.

Позицию нашей страны относительно происходящего в Польше Президент Беларуси обозначил еще за неделю до голосования: надейся на лучшее, готовься ко всякому. При этом дал понять, что в Минске особых иллюзий не питали. Тем не менее призыв к добрососедству все еще в силе. Рано или поздно все равно придется договариваться. Но готовы ли говорить о будущем в Польше, которую политики на машине времени отправили в 1989-й?

Олег ФЕДОРОВ, коллаж автора